Алексей Михайлов: «Мы хотим вывести инвесторов из состояния неопределенности»
А также что ждет бронзовых быков с «Самсона» и как сохранить советскую архитектуру.
– Алексей Владимирович, какие задачи стоят перед вами на посту председателя комитета?
– Работа нашего комитета всегда держалась на профессиональных кадрах. У нас есть историки, искусствоведы, историки архитектуры, которые пишут книги и научные статьи. Я в КГИОП больше 20 лет, и мне очень нравится, что сохраняются давно сложившиеся традиции, среди которых совместная работа на объектах культурного наследия, в том числе техучебы и субботники, участие в конференциях и семинарах, написание книг.
Комитет всегда определял и продолжает определять политику города в области сохранения культурного наследия. Поэтому для меня в первую очередь является важным сохранение устоявшихся традиций КГИОП, а также их приумножение. Прежде всего речь о подготовке профессиональных кадров. К нам приходят молодые начинающие специалисты, на обучение которых нужно время и силы. Поэтому цель номер один – выращивать новое поколение профессионалов.
– Одна из задач, о которой вы говорили ранее, – это создание Дома реставратора. Расскажите о его концепции. Каким вы видите будущий Дом реставратора?
– В первую очередь хочу поблагодарить губернатора Петербурга Александра Дмитриевича Беглова, который поддержал эту идею и сразу включился в процесс обсуждения концепции Дома реставратора.
Создание Дома реставратора – задача крайне амбициозная и очень важная для нашей сферы. В советское время в нашей стране было много государственных учреждений, которые занимались наукой, разработкой методик в сфере реставрационной деятельности. Это были большие институты, но в переходный период нашей истории, в 90-е, практически все они закрылись. Реставрация – сфера, в которой роль государства очень большая…
Время идет, подходы к реставрации меняются, приходят новые концепции, новые материалы и технологии, возникает все больше вопросов, как реставрировать и приспосабливать памятники для современного использования, – это требует серьезной работы с научно-методической базой, с архивными документами, иконографическими материалами.
Мы осознали, что тех советских институций очень не хватает. Так в процессе многолетних обсуждений и возникла идея создания Дома реставратора в доме Пашкова на Литейном проспекте, 37/39, – места, где будут обсуждаться профессиональные вопросы, касающиеся будущего реставрационной сферы. Это пространство, где будет вестись работа по подготовке кадров, и в том числе мастеров-ремесленников, способных работать руками.
В стенах Дома реставратора будут находиться различные институции, в том числе подведомственные КГИОП государственные учреждения, а также Союз реставраторов Санкт-Петербурга, региональные отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) и Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС).
– Сейчас в стенах здания ведутся какие-либо работы?
– По поручению главы города готовим концепцию приспособления и использования Дома реставратора. Я уверен, что мы найдем верное решение, которое позволит объединить и воплотить в жизнь все цели и задачи, которые мы ставим перед собой.
Напомню, что с 2007 года КГИОП и наша Дирекция заказчика последовательно ведут реставрацию дома Пашкова за счет бюджета города. За это время отреставрировали бóльшую часть интерьеров парадной анфилады второго этажа. В 2021 году привели в порядок лицевой фасад. Залы парадной анфилады уже используются как общественное культурно-выставочное пространство. В этом году реставрируем парадную лестницу на второй этаж, после чего возобновим в стенах дома Пашкова проведение научных семинаров, конференций, образовательных и экскурсионных программ.
– Состоялась конференция по деревянному зодчеству, где говорили об инвестиционной привлекательности объектов. Есть ли итоги? В частности, конкретные решения по сохранению и развитию каких-либо объектов деревянного наследия?
– Благодаря конференции мы с коллегами убедились, что недостаток инвестиционного интереса к объектам деревянного зодчества связан с отсутствием понимания, как быть дальше с приобретенным объектом. Инвестор не понимает возможный функционал объекта, ограничения и возможности при работе с деревянным памятником, сколько времени уйдет на согласование проекта и само восстановление.
Выход из этой ситуации – снять неопределенность. На конференции мы объявили о начале приёма заявок на участие в региональном конкурсе «Сохранение с приспособлением 2024-2025». Задача конкурса – выявление лучших проектных предложений по приспособлению памятников деревянной архитектуры под современное использование, чтобы дать им новую жизнь. Конкурс проводится совместно с ВООПИК, Управлением инвестиций, ГУИОН, СПб ГАСУ.
Он проходит в два этапа, итоги планируется подвести осенью 2025 года. Мы приглашаем к участию студентов и выпускников специальностей дизайн, архитектура, градостроительство, реставрация и реконструкция, проектирование зданий и сооружений.
Уверен, что проекты помогут инвесторам увидеть, как можно преобразовывать памятники и находить золотую середину между реализацией своих задач и соблюдением законодательства в области охраны памятников.
Такая работа даст толчок к тому, чтобы ситуация с объектами деревянного зодчества с непростой судьбой сдвинулась с места.
К счастью, буквально несколько дней назад по программе «Рубль за метр» взят в аренду многострадальный дом Змигродского на ул. Андреева, 3, в Сестрорецке. По условиям программы арендатор должен выполнить реставрацию памятника в срок, не превышающий 7 лет, после чего получает право обратиться с заявлением об установлении минимальной ставки арендной платы в размере 1 рубль за 1 кв. м в год.
Очень нуждаются в хорошем инвесторе красивейшие деревянные дачи в Курортном районе – дача Кречева на ул. Григорьева, 18/б, и дача Кочкина на ул. Максима Горького, 8.
– На каком этапе работа по сохранению зданий советского периода (1950–1980-х годов)? Будет ли в ближайшее время представлен новый перечень объектов? Напомните, пожалуйста, какой дальнейший механизм работы с ними?
– Работа ведется в двух направлениях. Во-первых, выявление лучших образцов архитектуры того времени, которые в дальнейшем будут включены в реестр в качестве объектов культурного наследия. Мы тесно работаем с Санкт-Петербургским Союзом архитекторов, проводя оценку объектов советской архитектуры. Во-вторых, проведение инвентаризации всей советской застройки в Петербурге. Ведутся дискуссии, споры относительно историко-культурной ценности того или иного здания.
Например, среди профессионального сообщества горячо разгорелся спор о здании детского сада в переулке Джамбула. В итоге мы приняли решение вынести этот вопрос на Совет по сохранению культурного наследия при Правительстве Петербурга.
Как специалист могу сказать следующее: чем больше погружаешься в историю советской архитектуры, тем больше видишь преемственность этой застройки относительно зданий, возведенных до 1917 года. Что это означает? Советские архитекторы, как правило, очень грамотно подходили к выбору места, к площади и конфигурации здания, его объемно-пространственному решению. Это кажется удивительным, но на самом деле люди были воспитаны в традициях дореволюционной архитектурной школы и с уважением относились к сложившейся архитектурно-градостроительной ситуации.
Более 650 советских построек мы включаем в перечень ценных рядовых объектов в новой редакции Закона № 820-7, потому что они построены в соответствии с принципами застройки Петербурга. Например, площадь Островского, 2, лит. Б, Петровский остров, 2, Большой пр., В. О., 31, Арсенальная наб., 13/1.
– Появилась информация, что Фарфоровский пост признали достопримечательным местом. Что это означает для самого объекта? Как сложится его судьба?
Это означает, что объект будет сохранен! Краснокирпичные здания и планировка Фарфоровского поста по-прежнему останется под охраной государства с режимом достопримечательного места.
Профессиональному сообществу удалось договориться друг с другом и коллегами из Российских железных дорог о переносе объекта. У нас уже есть положительный пример – Исторический корпус Императорского воспитательного дома на набережной Черной речки, 1, передвинули на 52 метра.
Здания Фарфоровского поста будут передвинуты на совсем небольшое расстояние. В частности, предстоит на 10 метров сместить здания № 40, 44, 48, 54 и на 20 метров – здание вокзала. Это позволит реализовать новую функцию, а именно: построить шесть главных железнодорожных путей для поездов дальнего следования, для пригородных поездов и для Высокоскоростной магистрали между Петербургом и Москвой. Таким образом, я считаю, найденное решение – победа профессионального сообщества. Найти компромисс в этой ситуации было непросто.
– Какую еще работу ведет комитет в рамках строительства ВСМ? В частности, обращались ли в комитет по поводу выдачи заданий и разрешений для проведения тех или иных работ со складами Кокоревых на Лиговском проспекте?
– Мы со своей стороны всю необходимую работу выполнили. Осенью согласован эскизный проект будущего терминала ВСМ. Проект предусматривает строительство терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали, парковку. Планируется обустроить привокзальную площадь и улично-дорожную сеть. Все работы соответствуют требованиям режима охранной зоны.
В этом вопросе нам также удалось достичь компромисса. Возможно, кому-то эскизный проект не понравился – это говорит только о том, что человек не был включен в рабочие процессы. Чтобы исключить сомнения, была создана большая рабочая группа. Я считаю, что нам удалось в результате сохранить дух исторического места при реализации новой функции. В итоге строительство ВСМ предполагает максимальное сохранение исторических зданий складов Кокоревых, их приспособление для инфраструктуры терминала.
– По имеющейся информации, в городе идет работа по созданию музея архитектуры на территории Тучкова буяна. Расскажите, на каком этапе эта работа?
– Пока нет решений по этому вопросу. Профессиональное сообщество обсуждало несколько локаций в городе для создания музея архитектуры. Знаю, что коллеги из Комитета по градостроительству и архитектуре рассматривали вариант появления такого музея в зданиях бывших пеньковых складов Тучкова буяна. Пока это вся информация. Могу только сказать, что КГИОП, разумеется, поддерживает появление в городе такого музея.
– Алексей Владимирович, когда вернутся на место львы с Адмиралтейской набережной?
– Реставрационные работы завершены, и вскорости львы вернутся на свое историческое место к спуску на Адмиралтейской набережной.
– Есть ли подвижки по вопросу возвращения скульптур быков с территории бывшего мясокомбината «Самсон» на их историческое место?
– Я считаю, что нам удалось спасти скульптуры от рук вандалов. Мы с вами помним, что быков неоднократно окрашивали в разные цвета, одному из них сломали хвост. Обе скульптуры уже отреставрированы.
Сейчас прорабатывается вопрос об их размещении на историческом месте – к бывшему Скотопригонному двору на Обводном канале. Историко-культурная экспертиза официально опубликована, и в целом у нас нет к ней вопросов. Окончательное решение остается за Министерством культуры. Сейчас мы формируем перечень документов, которые будут направлены в Минкультуры.
– По имеющейся информации, идет работа с Конюшенным ведомством. Были ли обращения в комитет по поводу выдачи задания и разрешения на проведение противоаварийных или реставрационных работ?
– У инвестора есть задача – дать новую жизнь объекту в короткие сроки. И это хорошо! Сейчас архитектурное бюро «Студия 44» ведет работу по созданию концепции реставрации и приспособления объекта под современное использование. Уже сейчас началось проведение обмеров здания в рамках разработки проекта.
– Алексей Владимирович, на каком сейчас этапе реставрация памятника на могиле писателя Виталия Бианки на Богословском кладбище?
– Мы с коллегами из Союза реставраторов Санкт-Петербурга попросили руководителя НИиПИ «Спецреставрация» Игоря Пасечника разработать на безвозмездной основе проект реставрации надгробного памятника. Есть вероятность, что оригинальный надгробный памятник может быть перемещен на хранение в музей, а на могиле будет установлена его копия. Пока обсуждаем, как уберечь памятник от вандалов и какие материалы стоит применить для обеспечения его сохранности.