Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

Быть или не быть: специалисты о возвращении оценок за поведение для школьников

Этот вопрос на днях поднял Владимир Путин
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

На заседании, приуроченном к Международному дню прав человека, президент России Владимир Путин отметил, что стоит задуматься о возвращении оценки за поведение в школе. Однако, прежде чем приступать к реализации намерения, следует внимательно изучить этот вопрос и обсудить его как с родителями, так и со специалистами.

«Честно говоря, я даже не знал, что у нас отсутствует оценка за поведение. Если ее нельзя ставить, значит были какие-то причины у тех, кто принял такое решение. Безусловно, это нужно обсудить. Но если оценка за поведение будет возвращена, то нужно, чтобы она на что-то влияла... Она должна быть равноценной с другими оценками... Согласен, что нужно это со специалистами, с родительским сообществом пообсуждать – и принять взвешенное решение», – сказал глава государства.

Как отмечают специалисты сферы образования Санкт-Петербурга, в нашем городе острой необходимости в том, чтобы вернуть данную графу в табель успеваемости современных школьников, нет. Однако стоит оценивать все стороны поднятого вопроса.

«Если бы мы говорили о том, что в плане поведения школьников везде царит такая ситуация, как в Петербурге, то вводить оценку по поведению просто бы не было необходимости. Но, к сожалению, во многих регионах страны ситуация далека от той, которая сложилась в нашем городе. Поэтому введение оценки за поведение допустимо, однако для нее нужны четкие критерии. Если поведение ребенка представляет угрозу для общества – здесь уже должны работать соответствующие органы, включая школы», – делится мнением директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №369» Красносельского района Санкт-Петербурга Константин Тхостов.

С точки зрения специалистов в сфере детской психологии, разразившаяся дискуссия о возвращении в школу оценки за поведение говорит об актуальности проблемы. В современной школе наблюдаются процесс падения авторитета учителя, рост безнаказанности учеников, всемогущества родителей и бессилие администрации школ в вопросах, касающихся воспитания и поведения детей.

«В своей практике я не раз сталкивалась со случаями буллинга, когда помочь могло только новое место учебы, так как никто в школе не был способен разрешить конфликт из-за давления со стороны родителей. С другой стороны, были случаи неоправданной активности администрации, когда второклассника вызывали на различные комиссии, что приводило к неврозу, нарушению психологического благополучия и требовало длительной терапии. В сложившихся условиях оценка за поведение могла бы решить многие вопросы, но только в случае обдуманных и четких критериев, – отмечает детский психолог Любовь Спирина. – На мой взгляд, это может быть только оценка соблюдения правил поведения в классе, на перемене, в столовой, в общественных местах, а также правил этикета. Соблюдение правил дисциплинирует и исключает конфликты».

По мнению эксперта, так как речь идет о школе, то оценка поведения по этим критериям в здании школы оправданна и может иметь хороший воспитательный эффект.

«Я постоянно встречаю детей, прекрасно знающих эти правила и нарушающих их, поскольку ничего за это не будет. При размытом понятии «поведение» возможны спекуляции, ошибки субъективного отношения и, как следствие, повышенная тревожность детей и родителей. И ни в коем случае оценка за поведение не должна влиять на возможности дальнейшего обучения, обесценивая успехи по учебным предметам», – подчеркивает специалист.