Яндекс.Метрика
  • Евгений Морев

Самая парадная: 150 лет назад была построена Адмиралтейская набережная

Часть берега Большой Невы, где сейчас находится Адмиралтейская набережная, когда-то использовалась для нужд судостроительной верфи. С течением времени ее функционал заметно изменился
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Длина Адмиралтейской набережной составляет всего 414 метров. По большей части она идет параллельно зданию Адмиралтейства, от которого и получила свое название.

ВОЕННО-МОРСКОЙ ЗАВОД

Однако в те времена, когда было построено первое здание Адмиралтейства, ни о какой набережной не могло идти и речи. Первое Адмиралтейство начало работу в 1706 году и являлось кораблестроительным заводом. Оно выходило прямо к Неве, куда с верфей спускались построенные корабли. Также в Адмиралтействе размещались руководящие органы военно-морского флота.

Здание Адмиралтейства было перестроено три раза: в 1711, 1738 и 1823 годах. Автором последнего проекта был Андреян Захаров. Разработанное им здание стало одним из украшений Петербурга, а кораблик на шпиле – его символом. Новое Адмиралтейство было выстроено в форме буквы «П» и выходило к Неве двумя крыльями-павильонами. Оно по своей сути стало символом флота России и местом работы его руководства, но не заводом. К середине XIX века стало понятно, что кораблестроительный завод лучше перенести в другое место, ведь он находился буквально рядом с императорской резиденцией – Зимним дворцом. Поэтому в 1844 году все производственные мощности перенесли из Адмиралтейства в Галерную гавань на Васильевском острове.

ЭКОНОМИЧНЫЙ ПРОЕКТ

Уже в 1818 году, когда нынешнее здание Адмиралтейства еще строилось, у восточного и западного павильонов по проекту инженера Андрея Готмана были построены две пристани. Также в 1819-1821 годах была укреплена набережная между Адмиралтейством и зданием Сената, выходящая на Сенатскую площадь. Там по проекту инженера и архитектора Августина Бетанкура были построены спуски к Неве, с них можно было садиться на суда или брать воду из реки. В 1832 году на восточной пристани у Адмиралтейства, ближайшей к Зимнему дворцу, были установлены скульптуры львов. Эта пристань получит название «Спуск со львами».

После перевода завода из Адмиралтейства стали предлагать проекты по созданию набережной около этого здания, ведь тут уже не спускали на воду корабли. К осуществлению этой идеи приступили только в 1870-х годах. В 1872 году вышло распоряжение о строительстве набережной около Адмиралтейства. Руководство города не стало вкладывать свои средства в этот проект. Было решено продать тот участок земли, который находился между двумя крыльями Адмиралтейства и выходил к строящейся набережной. А вырученные средства направили на строительство. Это решение в будущем станет предметом споров.

7 (19) февраля 1872 года Городская дума Санкт-Петербурга по итогам конкурса выбрала проект будущей Адмиралтейской набережной от инженеров Владислава Карловича и Семена Селянинова. Строительство было завершено за 2,5 года, за это время набережную укрепили гранитом, обновили спуски на воду. 21 ноября (3 декабря) 1874 года состоялось торжественное открытие новой набережной, которая была названа Адмиралтейской.

РАЗВИТИЕ НАБЕРЕЖНОЙ

В 1870-х годах с Невы открывался вид и на новую гранитную Адмиралтейскую набережную, и на все Адмиралтейство, и на Адмиралтейский сад. Но в 1880-х годах когда-то проданная земля между крыльями Адмиралтейства стала застраиваться. Современники были недовольны этим фактом, хотя для новых построек было установлено ограничение по высоте.

Но стоит отметить, что в итоге на этой дорогой земле в самом центре столицы были построены такие здания, которые смогли украсить город. Например, это здания Дворянского и Крестьянского банков, дворец великого князя Михаила Михайловича, доходные дома.

В самом начале XX века Адмиралтейскую набережную символично украсили два памятника Петру Великому. Первый – «Царь-плотник», посвященный молодости будущего императора. Второй – «Петр I спасает утопающих в Лахте», посвященный последним месяцам жизни императора. Но оба памятника простояли на местах менее 10 лет и были уничтожены в 1918 году. В 1996 году на старое место был установлен новый «Царь-плотник», копия с копии этого памятника, находящейся в нидерландском Зандаме.

«Петр I спасает утопающих в Лахте» был утрачен безвозвратно, не сохранился даже точный эскиз. Но в 2022 году он был воссоздан усилиями современных скульпторов, которые разработали новый проект на основе архивных материалов, и установлен у «Лахта Центра».

Сегодня Адмиралтейскую набережную можно назвать парадной набережной города. Именно к ней во время военно-морского парада ко Дню ВМФ прибывает президент Российской Федерации. Отличительной особенностью этой набережной является Адмиралтейский сад, бульвар с газонами и деревьями, ставший популярным местом отдыха. И раз уж там гораздо больше места для пешеходов, чем на соседних набережных, именно с Адмиралтейской в наше время множество людей наблюдает за разводом Дворцового моста, а с 2016 года – за звуковым шоу «Поющие мосты», которое организует издание «Петербургский дневник».