Психолог из Петербурга рассказала, как кибермошенники воздействуют на эмоции потенциальных жертв
Еще один гость программы – начальник отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции прокуратуры Санкт-Петербурга, старший советник юстиции Константин Юрьев отметил, что зачастую остается только удивляться, как мошенники умудряются «вести» свою жертву не час-два, а днями и даже неделями, чтобы получить от нее все желаемое. И жертва даже не сопротивляется.
«Поддаются чаще всего пожилые люди, но есть и молодые. Они подбираются к психотипу данного человека. Что я видел лично в своей практике: мошенники так втираются в доверие, что даже сотрудники банка или правоохранительных органов не могут их отговорить от совершения сделки. И никто из нас не может утверждать, что он застрахован от этого», – считает эксперт.
Психолог Любовь Беляева считает, что это происходит потому, что мы все по природе доверчивы, нам необходимо вызывать симпатию других людей.
«Нам важна эмоция, и на этом играют мошенники. У них, в отличие от нас, нет эмпатии, они не сопереживают, они умеют имитировать эмоции ради достижения целей и не испытывают ни малейших угрызений совести. Как-то спрашивали мошенника, не жалко ли ему обманутых людей? Он ответил, что нет, потому что они сами виноваты – были слишком жадными. Мы не то что доверчивы – мы эмоциональны. А у них отсутствуют базовые человеческие эмоции. Они с холодным расчетом изучают слабые места и зоны уязвимости, которые есть у нас всех», – считает психолог Любовь Беляева.
По ее словам, нам всем хочется казаться лучше, умнее, опытнее, поэтому большинство людей до столкновения с мошенником пребывают в иллюзии, что с ними ничего такого не случится. «Как правило, чаще это случается с внушаемыми людьми, находящимися в раскачанном состоянии. Бесконечное количество мошеннических схем основано на эмоциях: страхе за близких или на формальном давлении на законопослушность. Чем больше схем – тем больше психотипов потенциальных жертв. Если мошенники действуют на эмоциональную сферу, то и препятствовать совершению потенциального преступления нужно на том же языке – эмоционально. Если человека уже «ведут», то никакие призывы прислушаться к голосу разума он не услышит. Подобное лечат подобным, и если мошенники влияют на эмоциональную сферу и снижают критичность мышления, то на рациональном языке говорить бесполезно. Методы выведения человека из эмоционально подавленного состояния должны быть из той же области эмоций», – считает психолог.
Тем не менее портрет наиболее типичных потенциальных жертв есть. Это женщина от 33 до 44 лет, имеющая средний достаток, живущая в городе и активно пользующаяся онлайн-сервисами. Еще одна разновидность жертвы – пожилые люди.
«Эмоционально уязвимые люди, к которым относятся и пенсионеры, радуются любому звонку, человеку, возможности пообщаться. Но могут попасться на удочку и молодые, если клюнут на предложение мгновенно заработать. Разные типажи – разные схемы», – убеждены эксперты.
По словам психолога Любови Беляевой, человек, ставший жертвой мошенничества, испытывает серьезное чувство тревоги, раскаяния, это очень влияет на самооценку.
Эксперты однозначно советуют при первом малейшем сомнении в процессе разговора, переписки или при получении какой-либо неоднозначной информации немедленно прервать общение и уточнять дальнейшее непосредственно у родственника, коллеги, в банке, государственном сервисе и так далее, от имени которых выступают преступники.