Эксперты рассказали, что означают «пустые» звонки от мошенников
Гостями передачи «Радиоклуб на Карповке» – совместного проекта «Петербургского дневника» и «Радио России» – стали начальник отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции прокуратуры Санкт-Петербурга, старший советник юстиции Константин Юрьев, начальник отдела информационной безопасности Северо-Западного ГУ Банка России Андрей Кобзарь и психолог Любовь Беляева.
По словам представителя Банка России Андрея Кобзаря, мошенники хорошо готовятся к информационным атакам, используя все возможные способы связаться с потенциальной жертвой.
«По результатам опроса Банка России за 2023 год, касающегося уровня удовлетворенности качеством финансовых услуг, выяснилось, что более 50 процентов мошеннических случаев приходится на телефонное мошенничество, остальное приходится на соцсети, поддельные сайты, мессенджеры и прочее. Так или иначе, мошенники дополнительно готовятся, изучают даже детали для предстоящего общения и интегрируют их в свои мошеннические схемы», – отметил эксперт.
Он также сообщил, что противодействие мошенническим схемам обмана клиентов на деньги является приоритетным направлением деятельности Центробанка и сотрудники банков могут выступать своего рода экспертами для противодействия обману граждан.
«Социальная инженерия – фундамент мошенничества. Мы на сайте банка, на других своих ресурсах даем рекомендацию в самом начале контакта, как только возникает хотя бы малейшее подозрение на то, что звонит жулик, сразу прервать контакт, позвонить в банк, «охладить голову». С каждой минутой разговора с жуликом шансы довериться ему возрастают», – отметил Андрей Кобзарь.
Специалисты советуют выработать специальные пароли для членов семьи – например, какие-то детали, которые могут знать только они. И если есть сомнение, что вам звонит жулик, а не близкий человек, то в процессе разговора или переписки следует использовать эти слова.
В свою очередь, большая работа по противодействию кибер- и телефонному мошенничеству ведется со стороны государственных и частных структур – тех же банков и мобильных операторов.
«Звонки с подменных номеров – наиболее распространенный вид мошенничества в последнее время. Но, наверное, многие замечали, что в последние два-три месяца поступивший звонок через пару секунд прерывается. Это – результат работы операторов сотовой связи, которые ведут активную работу с незаконными звонками из других стран и регионов и так блокируют нежелательные контакты. Но и мошенники не дремлют и все чаще используют мессенджеры с сообщениями, а не звонки. В основе сообщения могут быть любые вопросы, которые так или иначе могут заинтересовать наших граждан. Это заработная плата, пенсии, налоги, тарифы ЖКХ, способы заработка. Мошенники вычисляют лиц на пенсии или готовящихся с ней, и звонят, уверяя, что могут пересчитать пенсию в сторону увеличения, но надо перейти по определенной ссылке. После перехода на нее мошенники получают доступ к устройству и счетам клиента», – рассказывает начальник отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции прокуратуры Санкт-Петербурга, старший советник юстиции Константин Юрьев.
Центробанк и сотовые операторы работают по предотвращению подобных видов мошенничества, инициируют блокировку номеров. Так, за последнее время заблокированы более 53 тысяч сомнительных номеров, информация о фишинговых сайтах регулярно направляется в Генеральную прокуратуру. Появились и новые законодательные инициативы. О них, а также о том, как распознать мошенника и что делать, подробно рассказывается на сайтах Центробанка в рубриках противодействия мошенническим практикам.
«Даже если человек попался на удочку киберпреступников, следует как можно раньше обратиться в банк и правоохранительные органы. Есть определенные способы постараться вернуть даже уже перечисленные жуликам деньги», – рассказали эксперты «Радиоклуба на Карповке».
Ранее сообщалось, что актрису Раису Рязанову обманули мошенники. Она отдала им 4 миллиона рублей.