Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Кириши: кружева, война и бензин

Путь до населенного пункта от Московского вокзала занимает 2 часа 20 минут, а от Ладожского 1 час 44 минуты
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Город Кириши – одна из промышленных столиц Ленинградской области. Сейчас здесь производят бензин и дизельное топливо для всего Петербурга, а когда-то тут работали фабрика детских игрушек и завод по производству птичьего корма. Населенный пункт славится ватерпольной командой «КИНЕФ-Сургутнефтегаз» и в целом выглядит благополучно, как и положено молодому промышленному центру.

Старинные города – в Европе или в России – начинали строить у рек. И хотя Кириши стоит на Волхове, той самой реке, по которой проходил путь из варяг в греки, в ХХ столетии это уже не имело большого значения.

Куриная лапа

Город начали строить у железнодорожной станции – и постепенно двинулись на юг. Причем каждый построенный квартал являл собой новый архитектурный стиль. От сталинок к хрущевкам, затем к брежневкам, потом настал черед монолитных домов. А дома, даже типовых серий, пожалуй, поинтереснее ленинградских. Один квартал очень напомнил район вдоль Новосмоленской набережной, правда, здания пониже и стоят все-таки на земле, а не на «курьих ногах».

Кстати, о «курьих ногах». С давних времен рисунок «куриная лапа» был для местных женщин своеобразным оберегом, как для мужчин – рисунок лапы медведя. В льняном кружеве – знаменитом народном промысле киришан – этот рисунок угадывается повсюду. И если посмотреть на герб города Кириши, можно увидеть и ладью – ту самую, в которой проплывали когда-то по Волхову купцы, и рисунок кружева, похожий на клеверный листочек.

«Строго говоря, киришское кружево правильно называть захожским – появилось оно в деревне Захожье, – рассказала гид местного краеведческого музея Инна Ефимова. – Деревня называлась так потому, что попасть в нее на телеге было невозможно. В той стороне несколько деревень, и до всех трудно было добираться. Возможно, когда-то там скрывались беглые: крепостные или каторжники. Может быть, раскольники. Одно очевидно: кто-то из них имел уникальные навыки плетения кружев, которые и передал потомкам. В Захожье кружева изготавливали не только женщины, но и мужчины».

Эхо сражений

Если большинство райцентров хранят память о дореволюционных или хотя бы довоенных годах, будь то старые усадьбы или церкви, в Киришах этого нет. Война вымела все, хотя в 1940 году в рабочем поселке Кириши жили 4 тысячи человек. Но населенный пункт, где смыкаются несколько железнодорожных направлений (на Ленинград, Ладогу, Вологодчину и Великий Новгород), просто был обречен попасть под удар. Именно на этом фронте удалось предотвратить замыкание второго кольца блокады.

Памятник «Эхо войны» – уникальное место, по сути, единственная киришская постройка довоенной поры. Эта бывшая котельная была опорным пунктом немецкой обороны. От нее остались только обломки – живое напоминание о разрушительной силе артиллерийского оружия. Их не восстанавливают и не убирают. 9 Мая сюда приносят цветы.

Двое киришан 80 лет назад стали Героями Советского Союза. Это лейтенант Александр Сидоров и старшина Сергей Ульянов. Оба погибли уже на территории Германии. Два бюста героев установили возле памятника-танка.

Самый большой монумент в честь воинов размещен в парке Победы. Здесь нашли последнее пристанище останки 4586 солдат и офицеров. Одиночные воинские захоронения после войны обнаруживали по всей округе. И привозили сюда, где теперь горит Вечный огонь. Рядом с памятником есть стела в честь жертв радиационных катастроф.

Еще один военный памятник – в Прибрежном парке – установлен в честь того, что Кириши получил звание «Город воинской доблести».

Бестер не прижился

В Прибрежном парке мало деревьев – он появился недавно, но воздух очень чистый и свежий. Промзона вроде бы недалеко (по ту сторону железной дороги), но метеорологи в свое время хорошо рассчитали розу ветров, поэтому дым в сторону города не идет.

В Прибрежном парке есть современные фонари интересного дизайна и малые архитектурные формы – скамейки и урны с якорями. А еще информационные таблички на тумбах с резным орнаментом. Поставить бы в эти тумбы лампочки – и вовсе получился бы сказочный лес! Впрочем, парк и так выглядит загадочно и интересно, даже в будние и ненастные дни здесь полно народу. При этом несколько лет назад берег представлял собой сплошные камышовые заросли. Как ни старались их осушить, ничего не вышло, и тогда просто проложили экотропу поверх болот. По ней можно дойти и до пляжа, где есть перголы, деревянные лежаки, качели, и до спасательной станции. Очень здорово, конечно, что спасатели сидят там, где выше риск несчастных случаев. Впрочем, в реке Волхов никто не купается, предпочитая ездить на озера.

К слову, уровень воды в Волхове зависит от работы ГЭС. В самой реке он более-менее держится, но в притоках падает до нуля. И тогда плавучий ресторан располагается почти на глинистом дне. С притоками и водоотводными каналами вообще связано много интересного. Кириши снабжает электричеством не ГЭС, а ГРЭС (конденсационная электростанция). В радиусе ста метров от ГРЭС вода естественным образом нагревается. В такой теплой водичке очень комфортно чувствовала себя редкая рыба бестер (гибрид белуги и стерляди). Ее попробовали здесь выращивать, и все шло очень хорошо, пока не выяснилось, что рыбья подкормка способствует заодно и росту водорослей. В общем, чтобы спасти реку от необратимых изменений, бестерное хозяйство пришлось закрыть.

Много интересного

Напоследок несколько слов о Киришском историко-краеведческом музее. Во-первых, там выставлены удивительные резные скульптуры авторства Анатолия Маслова. Сделаны они даже не из березы, а из березового капа. Во-вторых, от экскурсовода можно услышать интересный рассказ о первых годах становления города Кириши и о том, почему местные «сучкорубы и клюквоеды» поставили здесь памятник резиновым сапогам и шляпе.

Кроме того, из экспозиции можно узнать, что еще изготавливали в Киришах (например, водку) и будут производить впредь. И, наконец, интересно послушать потрясающую историю о том, как красные следопыты, поисковики, нашли родственников летчика, чей самолет подняли из киришских болот. Задача осложнялась тем, что номер на самолете был затерт, однако про ступил через несколько лет.