Сергей Михайличенко: «Отказывался верить, что это взрыв»
Взрыв, произошедший 27 ноября 2009 года, унес жизни 28 человек, в том числе главы Росрезерва Бориса Евстратикова и главы правления госкомпании «Автодор» Сергея Тарасова (был председателем Законодательного собрания Санкт-Петербурга в 1998-2002 годах). Более 130 человек были ранены.
Масштаб бедствия
Как показало следствие, взрыв произошел под электровозом. Первые девять вагонов поезда, двигавшегося со скоростью 190 км/ч, миновали образовавшуюся воронку, но три вагона в хвосте состава завалились набок. Больше всех не повезло пассажирам последнего вагона – он оторвался от состава, снес три бетонные опоры электропередачи и ударился торцом в откос, получив тяжелые повреждения. Именно в этом вагоне оказалось наибольшее число пострадавших.
Вскоре после аварии на место инцидента направились первые спасательные отряды, но работники МЧС и медики сумели добраться до пострадавших только через два часа – из-за отдаленности места катастрофы (ЧП произошло на границе Тверской и Новгородской областей).
Из-за крушения было приостановлено движение 60 поездов РЖД, в них находились более 27 тысяч пассажиров. К работам по ликвидации последствий катастрофы были привлечены 770 человек и 152 единицы техники, движение восстановили к утру 29 ноября. Теракт 27 ноября 2009 года стал второй атакой боевиков на поезд «Невский экспресс». В первый раз железнодорожное полотно перед составом было взорвано 13 августа 2007 года, тогда пострадали 60 пассажиров.
Проявили героизм
О событиях 15-летней давности «Петербургскому дневнику» рассказал начальник того самого поезда Сергей Михайличенко.
«В ту ночь у меня остро проявилось чувство долга и ответственности за пассажиров, – признался он. – Увы, к такому страшному теракту с погибшими, десятками пострадавших, разбитыми путями и вагонами невозможно быть готовым. Для железной дороги создана масса документов, регламентирующих действия поездной бригады в нештатной ситуации. Там четко прописано, например, как действовать при возгорании или задымлении в вагоне. Но это все-таки условия мирной жизни, когда ты знаешь: работают все телефоны, спасатели на связи, а для борьбы с пожаром есть огнетушитель. Никаких инструкций на случай подобного теракта тогда не было».
В момент взрыва Сергей Михайличенко ехал в штабном вагоне.
«Когда поезд резко подбросило вверх, сработала система экстренного торможения. Я поначалу решил, что под одним из вагонов просто разорвался тормозной рукав. Такое бывает, когда под поезд попадает посторонний предмет. Похожий случай у меня в практике уже был, когда я работал начальником поезда «Аврора». Я, помню, расстроился, что запасных рукавов в поезде всего два, и если разорвались оба, то это повлечет за собой неприятности: остановку движения, нервотрепку, ожидание помощи. Я тогда до последнего момента отказывался верить, что это был взрыв», – поделился воспоминаниями железнодорожник.
Вместе с десятком пассажиров и проводников он сразу побежал к оторванным вагонам.
«Мы заметили на откосе насыпи двух девушек. Они только что выбрались из вагона, их колотил нервный озноб, и мы отдали им свои пальто и шинели. Потом мы начали отводить раненых в дом бабушки, которая жила неподалеку от места трагедии. Наши проводники в тот страшный вечер изо всех сил старались помочь пассажирам. Они вытаскивали людей из вагонов, голыми руками отгибали листы искореженного железа, выносили из вагонов ковры, одеяла и теплую одежду, искали медиков, – продолжил рассказ Сергей Михайличенко. – Абсолютно все члены моей поездной бригады повели себя очень достойно, никто не спрятался в кусты.
Вообще, к обслуживанию экспрессов обычно допускаются люди, отработавшие на обычных поездах не менее двух лет. По идее, они все должны быть опытными, но в критических ситуациях хорошо видно, готов человек к такому или нет. Моя поездная бригада была готова, ребята вели себя как герои».
Второе крушение «Невского экспресса» было намного страшнее первого, ведь в 2007-м не было погибших.
«Когда я бежал к локомотиву, то сразу заметил дурную деталь – состав, сойдя с рельсов, срезал болты, на которых крепились шпалы. Вскоре мне позвонил инженер-механик и сообщил, что последних вагонов в составе нет, их оторвало. Увы, получилось так, что состав разделился на две части. Одна часть – та, где был я, большинство пассажиров и вагон-ресторан. У нас все остались живы. Другая часть – те злосчастные три вагона».
Как устроена жизнь
По словам собеседника «Петербургского дневника», трагедия очень сплотила коллектив «Невского экспресса».
«Люди, близко увидевшие смерть, намного больше ценят жизнь и тех, кто находится рядом. Первое время вообще очень остро все ощущалось, мы все стали более внимательно друг к другу относиться, больше помогать. После крушения моя бригада проходила реабилитацию в санаториях, с ними работали психологи. Кому-то из наших проводников потом снились кошмары, кто-то вообще потерял покой и сон, кто-то переживал случившееся внутри своей семьи. У каждого из нас был свой способ справиться с воспоминаниями», – отметил Сергей Михайличенко.
Сам он вскоре после теракта уехал отдыхать с семьей на Красное море, в Египет.
«Хотелось неделю никого и ничего не видеть, кроме рыб, морских ежей, мурен и кораллов. Дайвинг тогда был моим самым большим увлечением в жизни, в свое время мы с женой буквально болели им. Когда погружаешься с аквалангом, для тебя нет ничего – ни должностей, ни инструкций, ни обязанностей. Ныряешь себе, про работу и жизнь тебя никто не спрашивает, и это помогает лучше, чем разговоры с психологами. Только в космосе и под водой можно испытать такое состояние невесомости!» – считает железнодорожник.
После возвращения из отпуска Сергей работал начальником поезда «Красная стрела», затем еще на нескольких фирменных поездах.
«А когда вновь начал ходить «Невский экспресс», я вернулся на него. У меня не осталось каких-то страхов, которые мешали жить. Правда, теперь я переходил из вагона в вагон более осторожно, старался побыстрее проходить тамбуры. Жизнь так устроена: несмотря на самые страшные трагедии, все рано или поздно возвращается на круги своя, начинаются повседневные заботы, – убежден Михайличенко. – Сейчас я работаю начальником одного из петербургских вокзалов, но, насколько я знаю, «Невский экспресс» по-прежнему ходит регулярно. По словам коллег, меньше пассажиров на нем не стало. Более того, некоторые из них даже не знают о трагической истории поезда».
Виновных наказали
В качестве основной версии инцидента почти сразу был назван теракт – подрыв путей при помощи самодельного взрывного устройства. Очевидцы говорили о «громком хлопке и вспышке» в момент аварии, на месте крушения «Невского экспресса» была обнаружена воронка размером более полутора метров. Днем 28 ноября, во время осмотра места крушения главой Следственного комитета при прокуратуре РФ Александром Бастрыкиным, сработало второе взрывное устройство. Его привели в действие с помощью мобильного телефона. Жертв не было, несколько силовиков получили травмы.
Экспертиза подтвердила, что причиной крушения поезда стал взрыв самодельного устройства мощностью 7 килограммов в тротиловом эквиваленте. Вскоре после теракта тогдашний лидер боевиков на Северном Кавказе Доку Умаров заявил о причастности к подрыву «Невского экспресса».
Как установило следствие, теракт был организован группой боевиков. Некоторые члены преступной группировки были ликвидированы, а часть – получили тюремные сроки (в том числе и пожизненные).
В 2010 году президент России Дмитрий Медведев наградил машиниста Александра Антонова и четырех проводников – Мохубата Гаджиева, Алексея Иванова, Светлану Матюшкину и Юлию Семенову – орденами Мужества за самоотверженность в экстремальных условиях. Еще несколько железнодорожников получили медаль «За заслуги перед Отечеством» II степени.