Петербуржцам рассказали, как 13 лет назад в городе писали Социальный кодекс и почему сегодня мер поддержки в нем становится все больше
Редкий случай в истории петербургского законотворчества произошел 13 лет назад: председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов лично привез принятый депутатами в трех чтениях закон на подпись губернатору Георгию Полтавченко. Закон тоже был особенным – Социальный кодекс. «Такого закона нет ни на уровне Российской Федерации, ни в других регионах страны», – отмечал тогда Вадим Тюльпанов. Георгий Полтавченко, поставив свою подпись, согласился: это уникальный документ для нашего города.
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА
Непосредственное участие в подготовке Социального кодекса Петербурга принимал председатель постоянной парламентской комиссии по социальной политике и здравоохранению, представитель «Единой России» Александр Ржаненков. В те годы он работал в Смольном, возглавляя Комитет по социальной политике. Инициатором создания Социального кодекса, как вспоминает Ржаненков, был Вадим Тюльпанов. Готовилось все несколько лет, и не у всех начинание сразу находило понимание.
«Первоначально было некое отторжение инициативы, – вспоминает Александр Ржаненков. – Все-таки после распада Советского Союза петербургское законодательство прошло длинный путь, вписывая меры социальной поддержки по направлениям в разные законы, по разным категориям. Некоторые считали, что если все это собрать в одном документе, кодексе, то в нем сложно будет ориентироваться. Время доказало обратное».
Социальный кодекс собирали по крупицам из 78 разных законов, в которых были прописаны меры поддержки для более чем 30 категорий жителей. В кодексе их расположили по разделам – поддержка детей-сирот, семей с детьми, доноров, матерей-героинь, беременных, ветеранов Великой Отечественной войны и бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.
«Социальный кодекс стал основным социальным законом, и он до сегодняшнего дня является настольной книгой для каждого жителя Петербурга», – говорит Александр Ржаненков.
ЖИВОЙ ДОКУМЕНТ
За годы в Социальный кодекс депутаты внесли около 150 поправок. И это не потому, что в 2011 году не все учли: одна часть из них связана с изменениями федерального законодательства, а другая – новые меры поддержки, на которые у города появились деньги.
«Социальный кодекс – это живой документ. Изменения в экономической, политической и социальной жизни государства происходят ежемесячно. Президент ставит новые приоритеты, на федеральном уровне принимаются новые законы, и мы должны региональные законы приводить в соответствие. Есть и свои инициативы у правительства города, губернатора, депутатов. Но бюджет города ограничен. Поэтому изменения поддерживаются, если они подкреплены финансами: будь то коробки для новорожденных или отмена платы за уход в детских садах», – поясняет Ржаненков.
В нынешнем созыве Законодательного собрания шесть разных фракций, говорит парламентарий, и у всех – разные интересы. Но в голосовании за расширение мер поддержки, на которое нашлись деньги в бюджете, депутаты всегда бывают единодушны.
ПОМОЩЬ МИЛЛИОНАМ
Всего в Социальном кодексе сейчас перечислены 86 категорий жителей, которые могут рассчитывать на поддержку города. Это более 3 миллионов человек. Самая большая категория – пенсионеры, их 1,6 миллиона. Поэтому и самая востребованная льгота – компенсация на коммунальные расходы старшему поколению.
«Самые крупные категории получателей мер поддержки – жители старшего возраста, большая группа – семьи с детьми. Меньше по размеру становится категория ветеранов Великой Отечественной войны, они уходят. Увеличивается число участников спецоперации. Растет и число инвалидов, потому что продолжительность жизни становится больше, и число детей-инвалидов – медицина улучшается, есть возможность выхаживать ребенка с очень малым весом при рождении», – перечисляет Александр Ржаненков.
За годы существования Социальный кодекс стал хорошо известен петербуржцам.
«Большинство жителей города знакомы с Социальным кодексом. Конечно, не все. Жизнь такова, что пока человека не касаются меры поддержки или не возникает ситуации, когда нужна помощь, то его это не особо интересует. А вот как только человек приобретает, скажем, статус ветерана труда или его семья становится многодетной, то он сразу может обращаться к Социальному кодексу, в упрощенном варианте оформлять меры поддержки, сравнивая то, что в законе прописано, с тем, что он получает», – заключает парламентарий.