Яндекс.Метрика
  • Ася Левина

Театр (не)трудных зрителей: зачем постановки и подростки нужны друг другу

Это оказывается эффективным в вопросах самореализации
Фото: vk.com/event207679976

Московские ученые провели большое исследование на тему того, как театр влияет на воспитание подростков. Выводы получились оптимистичными: влияет самым положительным образом – увлекает, развивает, обучает и социализирует. Также театр оказывается необычайно эффективным в вопросах самореализации, если речь идет о вовлеченности подростков в процесс создания спектаклей.

Что касается взаимоотношений подрастающего поколения с традиционным театром, то каждый родитель и без научных изысканий скажет – все неоднозначно. В юном возрасте походы в театр чаще ограничиваются новогодними спектаклями, а в более осознанном – просмотром постановок по школьной программе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ СЦЕНЫ

В свое время выдающийся режиссер и педагог, настоящий театральный маг и волшебник Зиновий Корогодский говорил о парадоксальности детского театра – его главным зрителем является старший, взрослый человек, способный создавать, «вести» и оценивать сценическое искусство для детей.

Новому поколению постановщиков приходится адаптировать опыт коллег к обстоятельствам изменившейся реальности. В современный диалог театра с подростками активно вмешиваются гаджеты и социальные сети. Нашим детям не так-то легко вынырнуть из бесконечной ленты с короткими видео и смешными картинками.

Зачем театр и подростки нужны друг другу? Из области философии и риторики этот вопрос переходит в практическую сферу. Успех федеральной программы для молодежи «Пушкинская карта» точно говорит о взаимном интересе.

ОТ ПУШКИНА ДО РЭПА

Свою лепту в дело приобщения подрастающего поколения к прекрасному вносит театр «Мастерская». Сохраняя дух студийности и одновременно высокого профессионализма, театр небанально ставит Островского, Чехова, Достоевского и других классиков. Несомненный выбор его молодежной аудитории – рэп-сказка «Турандот» (14 декабря, 12+), с первых минут захватывающая безумством действия, изобилием музыки и юмора.

В подростковой комедии «Хоттабыч» (24 ноября, 22 декабря, 12+) действуют такие персонажи, как заучка Лиза, уличный художник Гога, геймер Женя и Волька. Предлагает театр и забавную постановку «У ковчега в восемь» (12+) о дружбе, верности и солидарности двух пингвинов, которые незаконно протаскивают на борт Ноева ковчега третьего. Вышла динамичная, дерзкая и смешная история. Есть в афише театра и неординарный шекспировский «Гамлет» (16+) с лейтмотивом о вечном противостоянии отцов и детей, и спектакли по современной драматургии, которые находят ответы на острые вопросы без нравоучений.

Точкой притяжения юной аудитории остается Молодежный театр на Фонтанке. Оправдывая свое название, он предлагает спектакли, созданные в свойственной ему манере пронзительного разговора о жизни, вере, любви. «Жестокие игры» (1 декабря, 16+) – история о неизменных трудностях взросления и подростковом поиске виноватых. Спектакль, на самом деле исполненный сочувствия, доброты и надежды, просто прописан для семейного просмотра и обсуждения.

Спектакль Театра эстрады «Маугли» (29 и 30 ноября, 6+) впечатляет масштабными декорациями, оригинальными костюмами и общей атмосферой с отсылками к фантастическому фильму «Дюна» (12+). Особого внимания заслуживают проекты Учебного театра на Моховой, сохраняющие подлинный дух студенческой свободы творчества, – когда и на сцене, и в зале ровесники.

Идут на петербургской сцене различные сценические интерпретации шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» (16+). 2 января 2025 года Театр музыкальной комедии впервые представит в России одноименный мюзикл.

Александринский театр предлагает динамичный, технологичный и очень современный спектакль «Руслан и Людмила» (30 ноября, 1 декабря, 12+). Театр на Васильевском не так давно выпустил спектакль «Смеялись мы – хи-хи» (24 ноября, 12+), созданный по «Рассказам Люси Синицыной, ученицы третьего класса» (6+) и детскому школьному фольклору.

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ И ПЛОЩАДКИ

В сентябре на улице Комсомола открыл сезон «Театральный проект 27», создающий спектакли только для подростков совместно с молодыми драматургами и педагогами. В ноябре здесь покажут «космический музыкальный спектакль театра кукол», автобиографическую драму о семейных отношениях, трогательную историю о таланте и праве на собственный выбор и другие постановки, затрагивающие важную для подростков тему взаимодействия со взрослым миром.

Важное событие уходящего года – появление нового городского театра «ДРАМ.ПЛОЩАДКА». Это самый молодой театр Петербурга, объединивший выпускников театрального института на Моховой. В афише – проза, поэзия, драма, трагифарс, лав-стори и даже цирковое представление. До конца ноября на Камерной сцене киностудии «Лендок» (официальной площадке самого молодого театра Петербурга) можно увидеть спектакли по Чехову и Хармсу, а также «Онегина» (30 ноября, 12+), рассказанного современному зрителю «без корсетов, вееров, карет и реверансов».

ТЮЗ продолжает многолетний марафон по развитию детских театральных фестивалей. Одним из успешных ноу-хау театра стал детский фестиваль «Б’АРТ’О», задуманный и впервые проведенный в 2021 году в честь 115-летия Агнии Барто. Фестиваль развивает культурные проекты с участием подростков и открывает новые перспективы в исследовании искусства театра для детей. В этом году он пройдет с 28 ноября по 1 декабря. Зрителей ждут показы, мастер-классы известных театральных деятелей, открытые дискуссии и обсуждение пьес современных авторов в рамках драматургической лаборатории «ПЬесочница» (анонс фестиваля ищите на следующей странице).

В целом петербургский театр может предложить школьникам немало интересных событий, спектаклей, творческих проектов и фестивалей. Среди прочих это проект «Молодежь. Театр. Фест» (16+), всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» (12+), фестиваль для подростков «В смысле?!» (16+) и многое другое. Театр, способный в известном смысле оказывать арт-терапевтический эффект, нередко выходит для подросткового зрителя за рамки простого «культурного развлечения». Именно за этими узкими рамками и находится область знакомства с настоящим искусством, которое влияет на мысли и чувства, формирует мировоззрение, оставляет не забываемые воспоминания.