Яндекс.Метрика
  • Евгений Морев

День катастрофы: как 200 лет назад Петербург пережил самое разрушительное наводнение в своей истории

Был затронут практически весь город
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

В 1703 году Петр Великий выбрал для основания Санкт-Петербурга удачное с точки зрения стратегии место. Однако у него был один существенный недостаток – опасность наводнений. Основной их причиной были балтийские циклоны, которые двигались на восток и в устье Невы сталкивались с течением реки. Кроме того, Петербург расположен на плоской поверхности, без холмов, поэтому вода из Невы разливалась на большие расстояния.

«Несчастье невских берегов»

Самое первое наводнение в истории Петербурга произошло буквально через 3 месяца после его основания. В первые десятилетия существования города он затапливался уже при подъеме воды на 1,5 метра. Уменьшить ущерб от наводнений удавалось благодаря застройке города, мощению дорог. Это увеличило «культурный слой», фактически подняло город выше над уровнем моря. Также берега рек укреплялись камнем. Благодаря этому небольшие повышения Невы уже не так угрожали Петербургу.

Но случались и действительно сильные наводнения, когда уровень воды поднимался больше, чем на 2 метра от обычного значения. Из них самые сильные произошли ровно 200 и 100 лет назад, в 1824 и в 1924 годах. В 1824 году Нева поднялась на свою максимальную высоту за весь период наблюдений и разрушила город.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Удар стихии

За день до самого наводнения поднялся ветер с юго-запада. К ночи он усилился и началась сильная буря с дождем. Утром 7 (19) ноября 1824 года с 10 часов уровень воды в Неве начал быстро подниматься и достиг пика уже к 14 часам.

Буквально в мгновение ока под водой оказалась большая часть города. Уровень воды в пике был выше, чем два человеческих роста (4 метра). Практически весь город был затронут наводнением, были затоплены все острова дельты Невы и часть города вплоть до Обводного канала, Выборгской стороны и будущего Литейного моста. Не пострадали только тогдашние окраины Петербурга.

Свидетели так рассказывали об увиденном: «Зимний дворец стоял, как скала, среди бурного моря, выдерживая со всех сторон натиск волн, с ревом разбивавшихся о крепкие его стены и орошавших их брызгами почти до верхнего этажа». Один из придворных в разгар наводнения сказал остававшемуся во дворце императору Александру I: «За наши грехи Бог нас карает». На это император ответил: «Нет, за мои». В том числе увиденные разрушения подорвали здоровье Александра I, который умер в 1825 году.

Потоки воды буквально сносили деревянные дома и заполняли первые этажи каменных строений. Жители города спасались от воды на крышах домов. Те, кто был застигнут стихией вне дома, пытались использовать для своего спасения выносливых лошадей, хватаясь за их гривы. Остальные хватались за деревянный мусор или бревна, способные держать их над водой.

Генерал-губернатор Милорадович лично руководил спасательными работами в центре стихии и пытался поддерживать порядок. Будущий руководитель Третьего отделения генерал Бенкендорф тоже участвовал в спасении петербуржцев.

Ликвидация последствий

Но с окончанием наводнения беды Петербурга не закончились, на следующий день ударил сильный мороз. Затопленные участки покрылись льдом, и жизнь в самых пострадавших районах стала невыносимой. Многие деревянные дома не подлежали восстановлению. Обитатели затопленных нижних этажей каменных домов покинули их на всю зиму 1824-1825 годов.

После оценки ущерба было установлено, что в результате ноябрьского наводнения были разрушены 462 дома, повреждены 3681. Точное число жертв неизвестно, считается, что погибли 200-600 человек, так как было много пропавших без вести. Общий ущерб от наводнения составил почти 20 миллионов рублей, что больше, чем в то время доход государства от добычи драгоценных металлов за один год.

Для ликвидации последствий был создан специальный комитет, который руководил комитетами на местах. Император передал ему 1 миллион рублей из личных средств. Со всей страны в комитет жертвовали деньги и нужные вещи, оставшимся без крыши над головой искали жилье. Благодаря хорошей организации удалось относительно быстро восстановить нормальную жизнь в городе.

Пушкин увековечил наводнение в поэме «Медный всадник», введя в его описание мистические мотивы. Интересно, что Пушкин не был свидетелем разгула стихии и использовал материалы свидетелей. А вот драматург Александр Грибоедов был в самом центре наводнения, спасся от него на чердаке дома и оставил описание разгула стихи. Также французский писатель Александр Дюма-отец включил сцены наводнения 1824 года в роман «Учитель фехтования», посвященный декабристам.

Сразу после наводнения началось проектирование дамбы, которая могла бы защитить Петербург, но осуществить этот план при тогдашних технологиях и ресурсах не удалось. Постройка дамбы началась только в 1979 году, а завершилась в 2011 году. Благодаря этим защитным сооружениям Петербург практически полностью защищен от разрушительных наводнений.

А в память о наводнении 1824 года на нескольких зданиях установлены таблички, показывающие, до какой высоты поднялась вода в тот день.