Петербуржцам рассказали, как дамба защищает город от наводнений
В минувшие выходные в Петербурге предотвратили очередное наводнение. Город защитила дамба, которую построили при поддержке президента России Владимира Путина.
Основная причина возникновения наводнений в Петербурге – это вода, которая поступает из Балтийского моря. Это происходит вследствие активности циклонов, формирующих нагонную волну, отметил заместитель генерального директора по эксплуатации Комплекса защитных сооружений (КЗС) Игорь Полищук.
«Еще в XIX веке французский и российский инженер Пьер-Доминик Базен определил, что объем воды, который несет в себе Нева, такой разрушительный ущерб причинить не может. После катастрофы в ноябре 1824 года он занялся разработкой решений для защиты города. Именно Базену принадлежит идея строительства дамбы», – рассказал Игорь Полищук.
ВОДА СО ВСЕХ СТОРОН
К катастрофическим последствиям приводит длинная волна, которая возникает при сложном взаимодействии циклонических и гидрологических процессов в акватории Балтийского моря. Однако недостаточно просто закрыть затворы на дамбе и остановить силу, идущую с Балтики. Да, волна действительно останавливается перед защитными сооружениями, а после со временем отходит обратно. Однако вода окружает город со всех сторон.
«Комплекс защитных сооружений – это не панацея от всех бед, а инструмент, с которым тоже надо работать по правилам. Течение Невы мы остановить не можем – она несет воду из Ладоги всегда. Естественно, уровень воды по другую сторону дамбы тоже повышается, что может привести к подтоплению территорий, – подчеркнул главный диспетчер КЗС Игорь Локоть. – Если водопропускные сооружения закрыты, уровень воды в Неве каждый час поднимается на 4 сантиметра. Если мы закатываем дамбу на 10 часов, уровень воды в Неве поднимается на 40 сантиметров, если на двадцать часов – на 80».
Сейчас Петербургу не страшно повышение уровня воды до отметки +160 сантиметров выше нуля Балтийской системы высот (измерения ведутся на посту «Горный институт» на Васильевском острове). Никаких разрушений такой уровень воды не несет. Но если прогнозируется больший подъем, тогда задействуют Комплекс защитных сооружений.
«25 километров КЗС сейчас расположены по оси станция Бронка – остров Котлин, как и предлагал Пьер-Доминик Базен еще в XIX веке. Но за счет большего количества водопропускных сооружений водообмен как из Невской губы, так и из Балтийского моря стал свободнее. Два сооружения судопропускные, еще шесть – водопропускные. Кроме того, по гребню дамб КЗС проходят автомобильная скоростная дорога и автодорожный тоннель, который проложили под морским каналом», – дополнил Игорь Полищук.
НИКАКОГО ЗАСТОЯ
Конечно, при строительстве КЗС существовали опасения, что могут возникнуть негативные последствия для экологии Финского залива.
«Изначально в проекте Базена дамбы были сплошные. Однако, чтобы избежать застоя воды, в проект внедрили водопропускные сооружения. Для этого сделали специальную гидрологическую модель в уменьшенном масштабе, на которой провели ряд экспериментов. Таким образом, для водопропускных сооружений были определены зоны с сохранением максимально естественной проточности», – пояснил начальник управления экологии и системы предупреждения угрозы наводнения КЗС Иван Есин.
Благодаря этому дамба мешает только нагонной волне, а не миграции рыб и других биологических видов, обитающих в акватории.
«Обычно мы рассматриваем наводнения только как катастрофу для Петербурга. Но любое наводнение – это бедствие и для Балтийского моря, – убежден Иван Есин. – Вода, которая заливает канализационные стоки, очистные сооружения и предприятия, загрязняется и попадает в Финский залив, а потом в Балтийское море. Представьте, что южные и северные очистные сооружения затопило и все, что в них было, единомоментно вытекло в Невскую губу. Масштаб загрязнений может быть огромным».
КЗС также стал безопасным пристанищем для птиц: некоторые редкие виды облюбовали дамбу для выведения потомства. Среди них – полярная крачка, серая утка, длинноносый крохаль и мородунка.
ПРОЕКТ СЕБЯ УЖЕ ОКУПИЛ
Для строительства сооружений типа дамбы необходимы существенные суммы. Однако КЗС, на создание которого было потрачено 110 миллиардов рублей, уже успел окупить себя. Причем с лихвой.
«Реализация любого проекта гидротехнического строительства – процесс весьма сложный, – подтвердил Игорь Полищук. – Но перед строительством сооружения делают ТЭО – технико-экономическое обоснование, которое учитывает экономическую эффективность проекта. По ТЭО современный комплекс защитных сооружений окупает одно катастрофическое наводнение».
За тринадцать лет дамба предотвратила несколько десятков наводнений, в том числе в минувшие выходные. Если сложить весь потенциальный ущерб, который они могли бы причинить городу, на восстановление необходимо было бы потратить, по оценке специалистов, около 135 миллиардов рублей. При этом строительство КЗС обошлось на 25 миллиардов дешевле.
«Завершение строительства Комплекса защитных сооружений стало одним из важнейших решений не только для Петербурга, но и для всей страны», – отметил губернатор города Александр Беглов.