Почему копить долги за коммунальные услуги – себе дороже
Проблема крайне актуальна. И лучше всего это подтверждают цифры. Так, за девять месяцев этого года около 29 тысяч судебных дел было заведено в Петербурге по искам одной только ТГК-1 – на людей, которые не платили за отопление в положенные сроки.
Общая сумма просроченной дебиторской задолженности перед одним из крупнейших производителей и поставщиков тепловой энергии на Северо-Западе составляет 2,1 млрд рублей (по данным на 1 октября 2024 года). Остальная часть долга находится на стадии досудебного взыскания.
«Для нас, как ресурсоснабжающей компании, своевременная оплата важна потому, что позволяет в срок реализовывать инвестиционную программу и выполнять ремонт оборудования, а значит, обеспечивать надежное снабжение потребителей теплом и горячей водой», – отметил в разговоре с «Петербургским дневником» директор дирекции по сбыту тепловой энергии филиала «Невский» ПАО «ТГК-1» Сергей Лапин.
По его словам, претензионная работа ведется с просроченной задолженностью любого размера.
«Пакет документов для судебного взыскания формируется автоматически. Поэтому лучше избегать даже мелких неплатежей – иначе судебные издержки многократно превысят сумму долга», – пояснил наш собеседник.
КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ?
Неплательщики практически «просаживают» экономику стратегических предприятий, которые обеспечивают население жизненно важными ресурсами, заявил генеральный директор саморегулируемой организации НП ПЖК «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня есть много разных инструментов и программных продуктов для взыскания задолженности. Во-первых, должнику в любом случае придется заплатить пени и возместить пошлины вместе с судебными расходами. А в случае отсутствия средств на банковских счетах последствия могут быть и более печальными – вплоть до ареста имущества и ограничения выезда. Стоит ли шутить с такими вещами? Вопрос, пожалуй, риторический. Как показывает практика, кто-то шутит. А зря.
«Но и это еще не все. Если не платить за коммунальные услуги, то можно нарваться на их ограничение или даже полное прекращение (это предусмотрено Жилищным кодексом, никакого самоуправства). Да, отключить могут все, кроме холодной воды и теплоснабжения в зимнее время. Восстановить подачу можно будет только после погашения долга», – предостерег Владислав Воронков.
КАК ПРОИСХОДИТ ВЗЫСКАНИЕ?
По словам специалистов, процесс взыскания начинается со звонка должнику – робот зачитывает информацию о номере лицевого счета, размере задолженности и сроках погашения, а также оставляет контактный номер телефона. Далее автоматически отправляются уведомления по почте и система формирует документы для судебного взыскания. Затем должнику направляется «последнее предупреждение» – копия заявления о вынесении судебного приказа. Далее начинается судебное рассмотрение дела.
При задолженности менее 100 000 рублей госпошлина составляет 2000 рублей, при большей задолженности госпошлина возрастает. После вынесения судебного решения документ о взыскании направляется на исполнение в банки. Долг будет автоматически списан со всех доступных счетов, а если денег недостаточно, то будут списываться все поступающие средства, кроме социальных выплат. Если и этих мер недостаточно, то дело попадает к судебным приставам.
А ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ДЕНЕГ НЕТ?
Если образовался долг за коммунальные услуги, а финансовая ситуация тяжелая, то тогда существует несколько вариантов решения вопроса.
«Самый простой – обратиться в управляющую организацию с просьбой оформить рассрочку платежа. Составляется график, по которому заявитель понемногу гасит задолженность. Причем никаких документов для оформления, кроме, собственно, самого обращения, предоставлять не нужно», – отметил Владислав Воронков.
Второй вариант – получение субсидий из бюджета субъекта РФ. Это возможно в том случае, если платеж за коммунальные услуги превышает 14 процентов от общего дохода семьи (речь идет именно о Петербурге).
«Но самый верный путь – это, безусловно, платить вовремя. Это выгодно и полезно для всех сторон данных экономических отношений», – подытожил Владислав Воронков.