Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Как в школе имени Грота учат детей с проблемами со зрением выстраивать свою жизнь

Рассказали сотрудники учреждения
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Заместитель директора по воспитательной работе и методист Виктория Пусвацет окончила школу Грота в 1998 году практически на отлично. Отучилась в Университете им. А. И. Герцена на факультете математики, поступила в магистратуру по направлению «Преподаватель высшей школы», защитила кандидатскую диссертацию. Работала доцентом на кафедре педагогики психолого-педагогического факультета и учителем математики и информатики в родной школе.

Совместный поиск

Сегодня в ее задачи входит организация воспитательного процесса и профориентация обучающихся.

«Я уделяю особое внимание анализу качеств наших ребят, которые нужны им для осознанного жизненного самоопределения. Мы можем мечтать о чем угодно, но надо понимать, что для наших детей между «хочу» и «могу» есть разница», – говорит Виктория Сергеевна.

Педагоги вместе с ребятами проговаривают, какие условия должны быть для того, чтобы работать по профессии, о которой мечтают дети.

«Организовываем подкасты с людьми разных профессий, мотивационные встречи с выпускниками, говорим о лайфхаках, – объясняет Виктория Пусвацет. – У нас в стране развивают инклюзивный подход, и постепенно у школьников-инвалидов формируют мысль, что они такие же, как все. Но это мнение немного обманчиво. Например, ребенок хочет поступить на факультет физики. Но там проводят опыты, и их надо видеть. Ребенок говорит: «Почему я не могу, ведь я такой же, как все?» И я честно отвечаю: «Нет, ты видишь мир по-другому». Это жесткая правда. К сожалению, замещение органов чувств и способностей на все 100 процентов не всегда возможно».

И вот тогда начинается совместный поиск того, где и как ребенок может приспособиться. Например, будущий учитель физики может сначала попробовать себя в роли учителя-дефектолога.

«Если что-то не нравится, определяем причины или подбираем другое направление, потому что наша главная задача – чтобы ребенок был жизненно активен и устроен. Не у всех будет возможность работать, но жизненное устройство может организовать каждый», – убеждена наша собеседница.

Надо состояться

Подготовка к самостоятельной жизни идет на каждом уроке.

«Мы должны помочь освоить основную образовательную программу, социализироваться и адаптироваться. И самое главное – помочь ребенку состояться, быть конкурентоспособным на рынке труда, найти друзей, завести семью. Курсы социально-бытовой ориентировки – обязательный этап обучения», – присоединяется к разговору методист и заместитель директора по коррекционной работе Юлия Магина.

Мы проходим по классам, в которых дети учатся застегивать пуговицы, безопасно наливать горячий чай, нарезать хлеб, печь блины, оказывать первую помощь, чинить протекающий бачок, расплачиваться в магазине… Их обучают пространственной ориентировке на транспорте, учат не стесняться трости.

«Обычных людей тоже надо учить, как помочь незрячему. Не надо подбегать и хватать. Незрячий не знает, что вы собираетесь сделать. Может, ему и не надо переходить дорогу. Надо уметь подойти и спросить, нужна ли помощь», – подчеркивают в школе Грота.

«Сердце падает»

Здесь учат не только детей, но и родителей. Их приглашают на специальные мастер-классы, им завязывают глаза, и они встают на место своих детей. И после этого отпадают очень многие вопросы. Например, зачем обязательно ходить с тростью или почему ребенок должен идти один, ведь мама или папа могут проводить.

«Если зрячий человек попадает на экскурсию «Мир на ощупь», которую, кстати, ведет наш выпускник, то сначала испытывает шок. Экскурсия проходит в тотальной темноте, и почти всех охватывает паника, трясутся руки, ноги, выступает холодный пот. Психика сопротивляется новому состоянию», – рассказывает Юлия Магина.

«Чтобы этого не случалось с нашими детьми, – продолжает она, – мы их и учим пространственной ориентировке. Наши ребята показывают высший пилотаж. Надо видеть их первые самостоятельные выходы в город: ребенок бодро чешет вперед, а учитель издали контролирует. Сердце падает, но учитель уверен в ученике. Если бы не трость, то никто бы не понял, что идет слепой».

У ребят есть даже кинокружок, где они обсуждают фильмы и мультфильмы.

«Как? А вы, когда, например, готовите на кухне и фоном включен телевизор, всегда на картинку смотрите? К нам недавно приезжали слабовидящие дети из Луганска, мы их водили в театр, спектакль шел с тифлокомментариями. И один мальчик сказал, что ему очень понравилась игра актеров. Да, по слуху. У них отлично развита компенсаторика, поэтому они так музыкальны, у них отличная память. Недавно тотально слепой мальчик окончил Горный университет и сейчас работает системным администратором. Он знает компьютер лучше, чем мы свои пять пальцев», – с гордостью в голосе говорят педагоги школы Грота.