Людмила и Ольга Кацап рассказали, как их большая семья связана со школой Грота
Более полувека история одной петербургской семьи неразрывно связана со школой Грота. Официально педагогами здесь работают только мама и дочь – учителями начальных классов и английского языка. Но, как оказалось, с этим учебным заведением связаны так или иначе все члены большой семьи Кацап.
Людмила Кацап работает учителем начальных классов в школе Грота 51 год.
«Я с детства знала, что буду учителем. У нас историю преподавала директор школы, я наизусть знала огромное количество цитат из учебников, помнила даты, поэтому решила поступать в Педагогический институт имени А. И. Герцена на исторический факультет. Это был 1969 год. Экзамены сдала успешно, однако для истфака мне не хватило балла. Но, видимо, мои высокие оценки заметили и пригласили поступить на факультет дефо (так тогда называли старейший в России факультет дефектологии), причем на тифлоотделение, то есть туда, где готовили педагогов для слепых и слабовидящих. И я согласилась», – рассказала Людмила Кацап.
По ее словам, скучать во время учебы было некогда. На факультете работали самые лучшие и известные педагоги, по книгам которых студенты учатся до сих пор.
«У нас была очень интересная практика в школах для слабовидящих в Калининграде, в Верхней Пышме Свердловской области», – рассказала Людмила Кацап.
В 1973 году она пришла в школу Грота. Но места учителя не было, и девушка работала воспитателем, вела уроки труда, занималась с детьми индивидуально на дому.
Профессионализм и энтузиазм не остались незамеченными. Так Людмила Каца стала учителем начальных классов.
«С детства наших ребят учат самостоятельно одеваться, обуваться, обслуживать себя. Они полноценные члены общества и не должны чувствовать себя инвалидами. Эти дети такие же шаловливые и любознательные, как и все», – подчеркнула Людмила Кацап.
Большинство первоклашек изначально не знают ни прибора, ни грифеля, по которым изучают азбуку Брайля. Но детям наука дается легче, чем их родителям.
ОСВОИТЬ АЗБУКУ
Ребята в школе Грота учатся по обычной программе, но в начальной школе один год дополнительный – на освоение азбуки Брайля. Программа сложная. Сейчас дети проходят миллионы, сложение в столбик, деление. А еще они уже со второго класса учат английский язык. Обучает их этому дочь Людмилы Кацап Ольга.
Она окончила вуз и в 2006 году пришла по стопам мамы в школу Грота. С азбукой Брайля Ольга знакома не была, хотя, конечно, видела, как мама проверяет домашние задания.
Девушке предстояло за два месяца не только выучиться грамоте для слепых, но и придумать, как учить незрячих детей иностранному языку.
«Учебников английского для слепых нет, программы тоже нет, но дети есть. Мне всегда интересны были интеллектуальные задачи, я люблю решать нестандартные ситуации. Маленькие дети учат иностранный язык по картинкам. Даже в учебниках задания формулируются следующим образом: «Посмотри на картинку и скажи». Но у меня дети картинки не видят. Как их научить увидеть то, что увидеть невозможно? В июне я пришла на работу, до 1 сентября освоила русский и английский Брайль и от руки переписала учебник Верещагиной на 25 детей», – рассказала педагог.
ПАПА ПРИДУМАЛ
На обычной школьной доске в кабинете «растет» мягкое шершавое дерево. Сейчас на нем опадают желтые листики, зимой на нем будут снежинки, а весной появятся почки.
Дети трогают эти веточки и представляют, как все происходит. Это дерево, как и абсолютное большинство любых методических пособий в кабинетах Людмилы и Ольги, – работа их мужа и отца Юрия Кацапа.
Как незрячему не просто услышать, а увидеть басню? Папа придумал. На листах бумаги приклеены фетровые фигуры Слона и Моськи, Вороны и Лисицы. Малыши водят пальчиками по мелкой вздорной Моське, чувствуют, как взлетает коварная Ворона, гладят хитрую Лису с сыром в зубах.
Юрий Кацап помогает жене и дочери все эти десятилетия. Он фактически полноправный член школьного коллектива. От школы Грота и педагогики не остались в стороне даже дети Ольги Юрьевны. Ее 8-летний сын Денис готов проводить занятия по робототехнике для своих незрячих ровесников.