Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Екатерина Шишкина: «Реставрация сама выбрала меня»

Какие памятники истории и культуры в ближайшее время начнут реставрировать, как сегодня ухаживают за произведениями из камня и с какими сложностями сталкиваются реставраторы в работе, в интервью искусствоведа начальника отдела памятников и мемориальных досок Государственного музея городской скульптуры
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

– Екатерина Александровна, вы получили знак «Заслуженный реставратор Санкт-Петербурга». Расскажите о ваших впечатлениях от полученной награды?

– Было неожиданно, но очень приятно, что моя деятельность отмечена на уровне Администрации Санкт-Петербурга. Ощущения примерно такие, как при подъёме на обелиск «Румянцова Победам» в Румянцевском саду, где на высоте 24 метров находится место крепления навершия – Орла на сфере. Реставрация этого памятника проходила в 2023-2024 годах. Сейчас вызолоченные в условиях мастерской скульптура Орла и Сфера вернулись на свое историческое место. Все трещины на граните устранены, крепление надежно.

– Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в профессию, почему выбрали ее? Какой у вас общий стаж работы?

– Сейчас я работаю в Государственном музее городской скульптуры. Про музейщиков говорят: служат. В реставрационных историях уже без малого 20 лет, а это десятки отреставрированных памятников и мемориальных досок. Я бы сказала, что реставрация сама выбрала меня, а судьба дала мне возможность реализовывать профессиональные знания – искусствоведа, музейного хранителя в научно-реставрационной деятельности, которую осуществляет единственный в своем роде музей, созданный усилиями многих выдающихся представителей отечественной культуры в далекие и сложные послереволюционные годы.

Наш музей необычный. Наряду с традиционными для всех музеев фондами, он хранит совершенно уникальные коллекции памятников и мемориальных досок – произведений монументального искусства в реальной городской среде, под открытым небом. Сохранить их авторскую неповторимость, изучить, отреставрировать, спасти и защитить – это основная задача музейных хранителей и реставраторов, и моя тоже. Отмечу, Петербург – родина первого скульптурного монумента России. Им стал легендарный Медный всадник, который, как и другие шедевры пластического искусства, музей спас и укрыл в годы Великой Отечественной войны, проведя работу, не имеющую аналогов в мировой практике. В 2021 году к юбилею Петра I я участвовала в научной реставрации этого монумента и внесла свою лепту в сохранение монумента. Это наша общая заслуга – реставраторов, ученых, хранителей.

По роду своей музейно-реставрационной деятельности я нахожусь в постоянном движении по городу, по памятникам, по реставрационным площадкам и мастерским, архивам... Реставрационный процесс требует полной отдачи сил, знаний, опыта. Ответственность за сохранность культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга, произведений монументально-декоративного искусства музейного фонда Российской Федерации колоссальная.

– Расскажите о самых ярких или важных именно для вас объектах города, с которыми удалось поработать?

– Каждый памятник – особый, каждый – отражение истории, авторской творческой манеры, каждый имеет свои особенности в материале, в конструкции, в технологическом процессе. Именно поэтому в собрании музея только произведения значимые в историческом, художественном, авторском аспектах. Все нуждаются в защите хранителей, реставраторов.

Выделю несколько произведений, не столь масштабных по габаритам, но требующих не меньшего внимания, реставрационных усилий: чугунные львы на поэтическом Львином мостике и «стражи города» львы на Адмиралтейской набережной, выполненные из медных пластин толщиной не более 3 миллиметров! Я участвую уже во второй за последние три года их реставрации. И это не потому, что работы проводятся плохо, а потому, что на скульптуры залезают, сидят на тонких спинах, фотографируются... И вновь деформация формы, трещины, повреждения красочного покрытия, и вновь они в реставрационной мастерской. Это очень трагично. Следует принимать меры к их защите.

На другой стороне спектра восторженность от реставрации на колоннах Славы, установленных на Конногвардейском бульваре, в ходе которой после демонтажа скульптур, венчающих колонны, пластически бесподобно изящных (но на бронзовой поверхности имелись повреждения, утраты, «бронзовая болезнь»), необходимо было восстановить вертикальность самих колонн. Их пришлось «разворачивать», и это проводилось вручную! Упор – рычаг – упор. И такой реставрационный опыт у меня был.

Конечно, навсегда запомнилась реставрация памятника Николаю I и Медного всадника совместно с реставраторами «Реставрационной мастерской «Наследие», как своеобразные учебники по реставрации. Для себя я всегда ставлю задачу не только осуществить весь комплекс мер по подготовке, проведению и контролю за реставрационными работами, но и проанализировать по окончании, написать статью, выступить на конференциях, то есть поделиться опытом, оставить для будущих специалистов сведения об исследованиях, реставрации – им будет легче двигаться дальше, избежать ошибок.

– А с какими объектами города хотелось бы поработать?

– Повторюсь, отмечая, что каждый памятник имеет свои особенности, но сейчас в планах реставрация памятника Петру I у Михайловского замка, Николаевских (чугунных) ворот в Пушкине, памятника «Стерегущий», декоративной части памятников-фонтанов бывшей Царскосельской дороги с четырьмя сфинксами, «Нептун» и других.

За состоянием городских памятников ведется регулярное наблюдение, проводятся осмотры, фиксируется изменение состояния, появившиеся повреждения, утраты. Исследования анализируются, и если акты вандализма можно ликвидировать оперативно, профилактический текущий уход проводить регулярно, то для проведения реставрационных работ требуется тщательная, регламентированная подготовка, проект, согласования и разрешения от множества организаций, выделение финансирования. Это процесс небыстрый, поэтому в «списке ожидания» на сегодняшний день десяток памятников, которые нуждаются в комплексной реставрации.

В том числе и мои любимые Верстовые столбы – «мраморно-гранитные пирамиды», как называла их Екатерина II, уникальные памятники XVIII века. Масштабные реставрационные работы на 11 Верстовых столбах по бывшей Царскосельской дороге и 4 на Петергофской дороге были проведены в 2017 году. Сложность состояла в том, что изначально при производстве столбов Конторой строений Мраморного дворца и Исаакиевской церкви использовался отечественный природный камень – рускеальский и тивдийский мрамор, гранит рапакиви, шокшинский кварцит, разработка месторождений которых не осуществляется с 1910-х годов. Была поставлена цель – найти материал, соответствующий историческому описанию как можно точнее. Памятники должны предстать во всей своей живописной сдержанной красоте. Во время этой реставрации были воссозданы утраченные в послевоенные годы части верстового столба «8/21» в поселке Стрельна у Львовского дворца, «7/22» на 23-м километре по Санкт-Петербургскому шоссе, «5/24» у поворота в бывшую деревню Михайловка, на 25-м километре Санкт-Петербургского шоссе.

Сейчас к реставрации готовится Верстовой столб «5/19» у Московских триумфальных ворот и «6/23» на проспекте Стачек. Цифры, выбитые на мраморном кубе, указывают расстояние в верстах: первая – от Санкт-Петербурга, вторая – до Царского Села или до Петергофа, в зависимости от того, на каком из двух направлений они установлены.

Сохранившиеся до наших дней верстовые столбы достоверно не отсчитывают каждую версту и не фиксируют с точностью путь в соответствии с числовыми указателями – цифрами, выбитыми на камне. Они утратили свое утилитарное назначение, став историческим декором дорог, воспоминанием о былой парадности подъездов к дворцам. За свою двухсотлетнюю историю эти памятники стали свидетелями многих городских событий, они неотъемлемая часть города и его истории, и я горжусь, что внесла свой профессиональный вклад в их сохранение.

– Как вы считаете, в чем особенность работы реставратора в Петербурге?

– Петербург – ансамбль не только архитектурно-скульптурный. Здесь также и наглядная демонстрация успехов ленинградской и петербургской школы реставрации, преемственности традиций, среди которых особое место, особый аспект – чувство гармонии, знаний и умение применить старинные технологии, используя современные материалы, приборы, достижения (керхеры, лазеры). Но, защищая памятник, современная реставрация не должна стремиться к новоделу, сохраняя патину времени, подлинность авторского решения. Такт и деликатность. Вот почему особое внимание уделяется сохранению исторической патины на бронзе, пластическому авторскому решению.

– Вы много взаимодействуете с памятниками города. На ваш взгляд, есть ли принципиальное отличие между работой с историческими зданиями и памятниками?

– Убираем слово «принципиальные». Не может быть таких отличий – кодекс реставраторов не имеет различий: фасадная скульптура или отдельно стоящий памятник. Всегда в идеале все внимание на произведение – архитектура, скульптура, конструктив.

– Какими качествами должен обладать реставратор?

– Я бы выделила широту кругозора, глубину знаний, интерес к получению новых – не просто механическое действие, но знание, когда, кем, из какого материала исполнено произведение, что было характерно для того времени в технологиях. Трудолюбие, терпение и гордость за красоту нашего города, родного Санкт-Петербурга.