Яндекс.Метрика
  • Елена Норицина

Расширяет кругозор и учит работать с деньгами: проект «Твой бюджет в школах» проходит в Петербурге в пятый раз

Программа, созданная в 2019 году по поручению губернатора Александра Беглова, дает старшеклассникам уникальную возможность повлиять на развитие своих учебных заведений
Фото: предоставлено Комитетом финансов Санкт-Петербурга

Благодаря этому проекту ученики 9-11-х классов предлагают свои идеи о том, какое новое образовательное пространство можно создать в их школе. На реализацию лучших из этих задумок город выделяет общую сумму 90 миллионов рублей.

«Проект «Твой бюджет в школах» – это реальная возможность для ребят влиять на развитие своих образовательных учреждений, по своему усмотрению распределять бюджетные деньги на преобразование школьного пространства. Проект помогает повысить финансовую грамотность, увидеть воплощение своих идей, стать более уверенными и ответственными», – подчеркнул губернатор Петербурга Александр Беглов.

КВОТЫ И ЖЕРЕБЬЕВКА

По словам заместителя председателя Комитета по образованию Павла Розова, инициативное бюджетирование в исполнении петербургских старшеклассников приносит свои плоды.

«Уже более ста школ реализовали проекты по преображению школьных пространств, пришкольных территорий, предметных кабинетов», – отметил Павел Розов.

Начальник отдела по обеспечению открытости бюджета Комитета финансов Санкт-Петербурга Наталия Лукьянова обратила внимание на то, что проект «Твой бюджет в школах» с каждым новым циклом масштабируется.

«Если в 2019 году в проекте принимали участие только 28 школ Центрального района, то в 2021 году было задействовано 12 районов и 59 школ. С 2022 года участвуют 90 учебных заведений из всех районов Петербурга», – привела цифры она.

Как правило, школы для участия в программе отбирают с учетом установленной для каждого района квоты в зависимости от числа образовательных учреждений, расположенных на территории. Таким образом, чем больше в районе школ, тем больше квота.

«В случае если район выдвигает больше заявок, чем ему предоставлено мест, мы проводим жеребьевку. Например, в этом году она проходила в историческом парке «Россия – моя история» на выставке «Мой Петербург» (0+)», – рассказала Наталия Лукьянова.

КЛЮЧЕВЫЕ СТАДИИ

Программа начинается с образовательного этапа.

На цикле информационных встреч и тренингов участники узнают, что такое инициативное бюджетирование и что собой представляют современные тренды развития школьных пространств.

«Форсайт-сессии помогают детям понять концепцию проекта и его цели. На тренингах мы задаем темы для размышлений – это способствует генерации идей. Например, в один год мы обсуждали школу будущего, в 2023 году сосредоточились на понятии «успех».

Сегодня мы идем от функций профессий. После этого формируются команды по пять-шесть человек, и ребята начинают думать, что они хотели бы изменить в школьной инфраструктуре», – пояснила Наталия Лукьянова.

Чтобы стать победителем проекта «Твой бюджет в школах», необходимо пройти три конкурсных отбора. На начальном этапе команды от каждого класса должны преодолеть фильтр внутриклассных голосований. Далее проекты, одобренные на уровне группы, дорабатываются и выдвигаются на общешкольное голосование.

Этот этап в нынешнем году пройдет с 15 по 17 ноября в онлайн-формате.

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Главные критерии при оценке проектов – актуальность, креативная составляющая (оригинальность, новизна), проработанность (смета, социологические исследования), качество презентации, вовлеченность.

Проекты – победители этого года будут реализованы в течение следующего, и, как отметила Наталия Лукьянова, работа на этом не закончится.

«В 2026 году, когда появится материальная оболочка, должна идти событийная составляющая. Ведь программа нужна не только для того, чтобы в учебных заведениях появились новые тематические пространства, но и для запуска новых активностей в школе. Эти активности, в свою очередь, должны обогатить образовательный процесс и предоставить ребятам возможности, которых раньше не было», – объяснила Наталия Лукьянова задачи «Твоего бюджета в школах».

В процессе подготовки проекта школьники повышают финансовую и бюджетную грамотность, развивают навыки работы в команде, лидерства, учатся выступать публично.

«Также команды могут применить альтернативные образовательные технологии, которые дают возможность самореализации. Дети становятся более уверенными в своих способностях», – считает Наталия Лукьянова.

ПОПУЛЯРНЫЙ ЗАЛ

За время существования региональной программы на суд жюри было представлено множество уникальных проектов: современные библиотеки, IT-лаборатории, кабинеты психологической разгрузки, а также секции, в которых школьники учатся оказывать первую медицинскую помощь, и инновационные спортзалы, оснащенные киберсистемами.

«Запомнился день открытия кабинета оказания первой медицинской помощи, – поделилась впечатлениями Наталия Лукьянова. – Тогда школьники подготовили иммерсивное шоу. В кабинет забежала команда. Двое на носилках переносили юношу. А после юные специалисты продемонстрировали медицинские приемы».

Еще одна интересная площадка открылась в школе №53: это тренажерный зал «Богатырь». По словам учителя школы и куратора проекта Дарьи Лебедевой, идея создания спортзала возникла наряду с задумками оборудовать музыкальное пространство, медиазону и коворкинг.

«Идей изначально было много, и не все из них были реализуемыми. Мы отталкивались от возможностей пространства и от размера финансовой поддержки», – рассказала учитель.

Спортивный зал создали в помещении бывшей служебной квартиры директора. Здесь установлены тренажеры-трансформеры, есть спортивный инвентарь, санузел, душ и раздевалка.

«В зале ведутся уроки и дополнительные занятия, связанные с тяжелой атлетикой. Также пространство пользуется популярностью у учителей. Для них проходят тренировки два раза в неделю», – добавила Дарья Лебедева.

По словам самих школьников, такой спортивный зал помогает разнообразить уроки физкультуры и вести активный образ жизни на базе школы.

«Хотя это небольшое пространство, тут много интересного оборудования и для девочек, и для мальчиков», – считает ученица школы №53 Анастасия Матюкова.

«Мне нравится здесь тягать гантели, поднимаю десять килограммов. Для меня спорт важен, поэтому создание такого тренажерного зала – хорошая идея», – заметил ученик школы №53 Гавриил Карпов.

АВТОМАТ И ЛУПЫ

Также среди лучших инициатив 2023 года – Школа будущего следователя. Пространство открылось недавно, в конце сентября, в школе №304 «Центр подготовки кадет». Согласно идее, на площадке будут проходить теоретические и практические занятия на различные темы из сферы юриспруденции.

Своим мнением о новой площадке поделился вице-губернатор Алексей Корабельников: «Видно горящие глаза ребят, которые придумали и создали эту площадку. Самое ценное то, что дети воплощают свои задумки. В этом их поддерживает правительство города. Проект «Твой бюджет в школах» уникален. Он позволяет создавать условия, благодаря которым ребята могут получить новые знания и навыки».

«Год назад мы с командой сидели в библиотеке и думали, что интересного предложить. Так как школа работает при Следственном комитете Российской Федерации, мы подумали, что можно сделать класс юриспруденции», – рассказал капитан команды-победителя выпускник Кирилл Гончаров.

В Школе будущего следователя сейчас более 90 единиц профессионального оборудования, с помощью которого ученики погружаются в мир следственной работы. Привлекает внимание автомат Калашникова: этот макет нужен, чтобы ребята научились собирать и разбирать оружие.

«Еще у нас есть кисточка для снятия отпечатков пальцев, специализированные порошки, саперный набор. А также сканеры, камеры и лупы с многократным увеличением и с двумя режимами подсветки, – перечислил Кирилл Гончаров. – Это позволяет видеть следы на различных поверхностях».

В полете творческой мысли старшеклассники не забыли и про то, без чего ни один проект не дошел бы до стадии реализации. Работа с документами и составление сметы – казалось бы, недетские задачи, но и с ними ребята справились.

«На всех этапах реализации проекта нам было трудно, потому что на тот момент мы были выпускным классом, – призналась участница команды-победителя Екатерина Крючкова. – Экзамены, учеба, аттестат – все решалось в этот год. Нам было важно, чтобы все прошло успешно, в том числе и создание пространства. И у нас все получилось, потому что команда была очень дружная».

Эксперты «Радиоклуба на Карповке» – совместного проекта «Петербургского дневника» и «Радио России» – обсудили программу «Твой бюджет в школах».

«Когда была презентация Школы будущего следователя, старшеклассники продемонстрировали событийный календарь, провели расчеты. Думаю, что дети, которые принимают участие в проекте «Твой бюджет в школах», обретают уверенность в своих силах», – отметила методист школы №304 «Центр подготовки кадет» Центрального района Альбина Даминова.

«Я думаю, что главная ценность инициативного бюджетирования заключается в том, что проект «Твой бюджет в школах» выходит за рамки учебной деятельности. Дети знакомятся с тем, как на самом деле реализуется задумка», – добавил директор средней общеобразовательной школы №86 Петроградского района Сергей Лукашкин.

«Необходимо, чтобы дети понимали, что такое проектная деятельность и как они могут строить коммуникацию друг с другом во время серьезной работы. Также им необходимо рассказать, как их проект должен развиваться и какие стадии претерпевать», – подчеркнул наставник проекта «Твой бюджет в школах» Антон Перелыгин.

30 победителей из 90 команд – участниц проекта «Твой бюджет в школах» члены жюри выберут в финальном туре, который состоится в декабре.