Петербургская Филармония открыла новый сезон выставкой «Застывшая музыка»
Петербургская Филармония открыла новый сезон. А в двух ее фойе развернулась масштабная выставка «Застывшая музыка». Она посвящена 185-летию Дома Дворянского собрания, в котором сегодня и располагается Филармония.
В день открытия 104-го концертного сезона петербуржцы, пришедшие в Филармонию, могли почувствовать себя знатными людьми. И хотя столпотворения карет у входа не наблюдалось, шикарных машин было немало. Да и публика, одетая под стать событию, не уступала той, что приходила в Дом Дворянского собрания 185 лет назад.
История и музыка
Именно этой дате посвящена выставка «Застывшая музыка», развернувшаяся в двух залах Филармонии. Неожиданно для всех начинается она с XX века.
«Мы сознательно делаем такую ретроспективу – идем из века XX в XIX. И через экспонаты, предоставленные нам наследниками тех, кто составил величие и славу Филармонии, рассказываем о том, как строилось это здание, что оно помнит, и о тех, кто творил здесь историю и музыку», – объясняет идею замдиректора Филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям Юлия Кантор.
Вот дирижерская палочка легендарного Евгения Мравинского из коллекции главного дирижера Филармонии Николая Алексеева. По соседству в витрине – чернильный прибор художественного руководителя Филармонии в 1941-1944 годах Ивана Соллертинского. Рядом – шейный платок маэстро Юрия Темирканова, которого Михаил Пиотровский называл «одним из самых элегантных символов Петербурга».
На стенах – своего рода хронограф, напоминающий о знаковых событиях в Доме петербургского Дворянского собрания.
Главный раритет
Вместе с Маргаритой Самойловой, специалистом по экспонированию, переходим в зал Чайковского. И не можем отвести глаз от золотого рояля, возвышающегося прямо в центре зала. До революции он также находился в здании Дворянского собрания.
В свое время этот шикарный инструмент, существующий всего в одном экземпляре, компания Steinway преподнесла Александру III в надежде стать поставщиком Двора Его Величества. А император подарил его, как и многие другие инструменты, оркестру.
«Рояль существует в одном экземпляре. До революции он находился в здании Дворянского собрания. Посмотрите, какая тонкая и потрясающе красивая роспись. Причем не только снаружи, но и внутри. Обойдите вокруг, и вы увидите на крышке рояля интереснейшие жанровые сцены», – призывает наша сопровождающая.
Последний раз этот инструмент звучал летом 1914 года. Он выдержал революцию и блокаду, перенес долгие годы реставрации и настройки. И вот – самый главный сюрприз. «110 лет спустя – 2 и 15 октября в пространстве этого зала состоятся два концерта. Наш замечательный пианист и профессор Консерватории Николай Мажара исполнит «Картинки с выставки», а также сочинения Чайковского и Лядова – тех композиторов, которые звучали здесь в последней трети XIX века. Это будет своего рода концерт-реконструкция», – сообщила Юлия Кантор.
Далекое – близкое
Еще один свидетель времени – пурпурно-золотой пуфик. «Он всегда стоял в свитской – комнате, где императора ждала свита. Сегодня там отдыхают артисты, а пуфик хранится в кабинете Юрия Темирканова», – уточнила Маргарита Самойлова.
Об истории здания, сыгравшего важную роль в политической жизни Петербурга, рассказывают размещенные на стенах фотографии. На одной из них – совместное заседание Госсовета и Второй государственной думы, на котором выступал Петр Столыпин.
О блестящем прошлом Дворянского собрания (чего только стоил званый обед на 750 персон, посвященный 50-летию университета), о балах, благотворительных вечерах и концертах, в которых участвовали Шуман, Лист, Вагнер, Чайковский, Римский-Корсаков и другие столпы музыки, рассказывают книга программ Придворного оркестра, партитуры и капельмейстерский жезл.
Дух эпохи передают стулья и ваза-пепельница. Но если эти экспонаты находятся за стеклом, то на кресло возле гримировального столика можно даже присесть, полистать архивные документы (конечно, их копии) и мысленно перенестись в недавнее прошлое.
Выставку «Застывшая музыка», которая будет работать до ноября, можно посетить, придя на концерт в Филармонию или в составе экскурсионной группы.