Яндекс.Метрика
  • Елена Норицина

Борис Клементьев: «У меня накопилось много впечатлений»

24 сентября в Петербурге состоялась презентация книги «На всякий случай» (12+) журналиста и писателя Бориса Клементьева. Он рассказал, чем журналисты отличаются от саперов, а также поделился интересными случаями из жизни, и не только профессиональной
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

– Борис Георгиевич, расскажите, почему вы решили написать книгу?

– Друзья-коллеги, родственники близкой и средней дальности советовали: «Пиши, друг, мемуары, поделись, порадуй. Знаем, у тебя в закромах много прикольных сюжетов». Согласен, более чем за 50 лет в журналистике у меня накопилось много впечатлений. Поэтому в подзаголовке книги появилась строка: «О забавных и поучительных историях из жизни журналиста».

– А как родился сам заголовок «На всякий случай»?

– Первоначально хотел назвать книгу «Случаи из жизни», но потом моя жена, она тоже журналист, сказала, что это довольно простой вариант. Когда в любом заголовке имеется двойной смысл, он становится намного интереснее. А намек тут такой: если вы «на всякий случай» возьмете в руки книгу и прочтете рукопись, узнаете обо мне, моей профессии то, о чем и не подозревали. Может, это вас порадует и вам пригодится. Поэтому название «На всякий случай» полностью оправданно.

– Сто сорок страниц заполнены вашими рассказами о семье, детстве, юности, службе в армии. Много историй, связанных с друзьями и коллегами. А что вам чаще всего вспоминается?

– Проколы и ошибки. Но без этого отрицательного опыта не стать матерым профессионалом. В отличие от саперов журналисты ошибаются не раз. В марте 1997 года я возглавил газету «Метро», одну из первых бесплатных газет в нашем городе. И вот в одном из номеров случилась «катастрофа». На самом видном месте – в «форточке» – в верхнем правом углу первой полосы газеты! Туда ставился анонс и сноска, на какой странице читать материал. Всего три строки. И надо же такому случиться, чтобы в названии рок-группы «Мумий Тролль», фамилии ее лидера Ильи Лагутенко и в сноске засели, как пули в стене, аж три ошибки. Конечно, я как главный редактор, отвечающий за все, пошел с повинной к учредителям, ожидая неприятный разговор, а возможно, и увольнение. Те же просто предложили использовать этот прокол для продвижения газеты и напечатать в следующем номере такой текст: «Первому, кто нашел три ошибки на первой полосе, будет вручен приз». Мне такой пиар-подход к совершенно безнадежному делу понравился.

– Были ли в вашей профессиональной жизни еще «стоп-кадры»?

– И не раз. В той же газете «Метро». Как-то мы поставили статью о вреде алкоголизма, и нужна была иллюстрация в тему. Решили взять картину Василия Перова «Гитарист-бобыль». Человек на картине с бутылкой и наполненным стаканом своим видом являл безысходность, отчаяние, одиночество. Заверстали гитариста в полосу и отправили номер в печать. Рано утром звонок в редакцию: «С вами говорят из дирекции Русского музея. Вы что, издеваетесь? Зачем опубликовали картину Перова?» Оказалось, из музея в апреле 1999 года, как раз в день выхода газеты, похитили две картины, одна из которых была «Гитарист-бобыль». Пришлось доказывать, что мы тут ни при чем. Так уж совпало, извините. Картины же были найдены в камере хранения Варшавского вокзала только через год.

– Как вы думаете, книга будет интересна широкому кругу читателей, не только журналистам?

– Надеюсь. В книге много необычных историй про театр БДТ, футбол на болоте, про встречи в газетах на «прямых линиях» с руководителями города. О писателе Сергее Довлатове, отдыхе в Турции на Принцевских островах, про везение и генетический тест. Будет возможность «на всякий случай» заглянуть в редакции, где я работал.