Депутатам объяснили, почему цены на обучение в петербургских автошколах выросли в два раза
Стоимость обучения в автошколах Петербурга выросла с 23-27 тысяч до 60 тысяч рублей. Это на заседании комиссии ЗакСа по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры констатировал депутат Алексей Цивилев. Был ли тут картельный сговор, изучает ФАС, как добавила представитель антимонопольного ведомства Наталья Черевко. Проверка завершится 9 ноября, а пока депутаты решили выяснить у самих автошкол и ГИБДД, что происходит.
Рынок урегулировал
Стоимость обучения в автошколе в 2024 году и не может быть ниже 49 тысяч рублей. Ведь обучение длится не меньше четырех месяцев и пяти дней и включает в себя 130 часов теории и 56 часов практики. Так подсчитал эксперт комиссии ЗакСа по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Дмитрий Попов.
«Только зарплатная составляющая инструктора с каждого ученика составляет 35 тысяч рублей», – добавил Попов.
Именно инструкторы, как заметил гендиректор Автошколы №3 ВОА в СПб Александр Останин, недовольны были низкой стоимостью обучения и в ответ снижали качество подготовки. Инструкторы из разных автошкол, по его словам, в один голос возмущались: «Что же такое происходит? Все подорожало: и бензин, и стоимость ремонта, а стоимость обучения – нет? Должен же быть какой-нибудь профсоюз, чтобы за нас вступиться».
«А дальше произошло то, что должно было произойти. Рынок отрегулировал. Цена поднялась до приемлемых значений. Это привело к повышению часа у инструкторов. Инструкторы воспрянули духом. А те, кто приходят в автошколы обучаться, теперь с пониманием относятся к повышению стоимости обучения, рассчитывая на его высокое качество», – сказал Останин.
Цена обучения, как добавила гендиректор автошколы «Авторалли» Оксана Степанова, заведомо была низкой по двум причинам. Такой она удерживалась ведущими автошколами рынка, с одной стороны, и обеспечивалась присутствием «серых» школ, не имеющих всех необходимых документов.
С первого раза
Разницы в подготовке учеников по повышенным ценам тем временем в ГАИ пока не заметили. Как и не видели ее в отношении разных автошкол города на экзаменах. С первого раза сдают около 20 процентов, остальные – со второго-третьего.
«Существует ещё механизм, что можно пройти обучение здесь, а потом открепиться и сдать экзамен в полиции другого региона. Может быть, часть «серых» школ работает так», – предположил заместитель начальника Управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Алексей Круглов.
Депутат Наталия Астахова вспомнила, что, когда она в свое время училась на права «в приличной школе», ей и ее однокурсникам предлагали вариант «быстро и без проблем» за деньги. Она отказалась и сдавала сама.
«Может быть, проблема не в «серых» школах? А в связях автошкол и тех, кто принимает экзамены? Все «серые» школы, у которых цена обучения заведомо низкая, уйдут с рынка, если не будет спроса, если все будут честно сдавать экзамен», – сказала Астахова.
В Госавтоинспекции депутата заверили, что сейчас все сдается под видеозапись: камеры даже четыре, а запись хранят два месяца.
Подготовка без фары
В Госавтоинспекции ведут и иную статистику: по числу ДТП, в которые попадают ученики автошкол в течение двух лет после получения прав. С 1 января по 19 сентября этого года, как рассказал начальник 4-го отдела Госавтоинспекции ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Антон Степанов, таких молодых водителей было 168: в городе – 110, а в области – 58. А ДТП с ними погибли 14 человек, 206 человек ранены, из них 34 ребенка.
«Лидируют тут крупные автошколы. На первом месте «Фара» – 17 ДТП, у «Альтернативы» и «4 колес» по пять-шесть ДТП. У остальных – три-четыре и меньше», – сказал Антон Степанов.
У «Фары» ГАИ чуть больше недели назад отозвала право готовить водителей.
По итогам заседания депутаты решили собрать рабочую группу.
«Мы собрали комиссию, чтобы пристыдить автошколы за повышение цен. А они пришли пристыдить нас, потому что по тем ценам на обучение, которые сейчас были, могут существовать только «серые» и «липовые» школы, которые дают права и не оказывают услуги. Нам есть ещё над чем работать – чтобы реально учить, нужно менять нормативы, по которым автошколы не могут нормально проводить обучение», – заключил председатель комиссии ЗакСа по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексей Цивилев.