• Татьяна Никитина

Как возник «ученый монастырь»: исполнилось 185 лет со дня открытия Пулковской обсерватории

Ее почти сразу назвали астрономической столицей мира, и сейчас ее научная деятельность охватывает практически все приоритетные направления современной астрономии
Фото: предоставлено пресс-службой Президентской библиотеки

Вопрос о необходимости создания Пулковской обсерватории возник в середине XVIII века, когда стало понятно, что башня Кунсткамеры на Васильевском острове, где располагалась первая астрономическая обсерватория Академии наук, – не самое лучшее место для работы ученых-астрономов.

О РОЛИ СТРУВЕ

В 1827 году Петербургская академия наук приняла решение о строительстве новой обсерватории. Участок для нее, в 19 верстах от Петербурга и в 8 верстах от Царского Села, был выбран самим императором. Крестьянам, жившим на этих землях и разводившим фруктовые сады, Николай I велел отвести другое место и в вознаграждение убытков ассигновал значительную сумму денег.

Российский астроном и геодезист немецкого происхождения Василий Струве, сыгравший огромную роль в основании Пулковской обсерватории, а затем и возглавивший ее, говорил, что местность для строительства была выбрана как нельзя более удачно: обширный горизонт с диаметром 70 верст, редкие туманы, чистая ключевая вода, соседство лугов и, соответственно, «почти совершенное отсутствие пыли». Кроме того, Струве считал, что само удаление Пулково от столицы «полезно для астрономов, мешая им развлекаться». Один французский астроном, назвав Пулково «ученым монастырем», высказал мысль, что хорошо бы устроить такой же монастырь близ Парижа, но вот беда – «для него не найдется монахов», готовых отказаться от светской жизни ради науки.

Открытию обсерватории, построенной по проекту архитектора Александра Брюллова, предшествовало много хлопот.

«Из разных мест прибывали инструменты, доставляемые в Пулково со всевозможными предосторожностями, – пишет биограф Елизавета Литвинова в очерке «В. Я. Струве, его жизнь и научная деятельность». – Из Мюнхена их везли до Травемюнде в нарочно для того заказанных рессорных экипажах. В Травемюнде они вместе с присланными из Англии были сданы на пароход «Александра» для следования в Петербург. Вскоре… такой же груз пришел из Гамбурга. Центральный зал обсерватории был весь заставлен ящиками; число их доходило до ста двух».

Можно себе представить, что испытывал Струве, держа в руках самые совершенные в то время инструменты для изучения небесных светил.

ЗВЕЗДНАЯ СТОЛИЦА

Открытие Пулковской обсерватории 19 августа 1839 года стало важнейшим для российской и мировой науки событием, на него были приглашены высшие сановники, послы иностранных государств, известные ученые и все российские астрономы.

Император посетил обсерваторию чуть позже. Елизавета Литвинова пишет: «Намекая на хорошо ему известные широкие планы Струве, (император. – Ред.) спросил в шутливом тоне, вполне ли доволен директор обсерваторией. Ободренный приветливостью монарха, Струве ответил со свойственной ему откровенностью, что сегодня он чувствует полное удовлетворение, но не ручается, что через некоторое время ему не придется вновь ради интересов науки прибегнуть к великодушию Его Величества».

Василий Яковлевич обладал еще и хорошим чувством юмора. Говорят, во время визита в обсерваторию Николая I со свитой Струве сказал, что впервые видит столько звезд не на своих местах, а на мундирах сановников. Позднее Струве посвятил Николаю I, в честь которого обсерваторию стали называть Николаевской, следующие строки: «Пулковская обсерватория есть осуществление ясносозданной научной идеи, совершившееся благодаря безграничной щедрости монарха».

Вскоре Пулковскую обсерваторию стали называть астрономической столицей мира. Сюда, чтобы перенимать опыт, приезжали ученые из разных стран. Парк инструментов обсерватории непрерывно пополнялся и совершенствовался. При Отто Васильевиче Струве, который сменил отца на посту директора, в 1885 году был приобретен произведенный в США самый большой в мире 30-дюймовый телескоп-рефрактор, а в 1890-х годах в обсерваторию доставили астрограф. В первой половине XX века список оборудования пополнили спектрограф Литроу, горизонтальный солнечный телескоп, зональный астрограф.

ГОРОД СЛОВНО НА ЛАДОНИ

Во время Великой Отечественной войны захват Пулковских высот был для врага стратегически важной задачей – с вершины холма Ленинград открывался как на ладони. Авианалеты и артобстрелы не прекращались до конца блокады, практически все здания комплекса были разрушены. Но уже в мае 1954 года главная астрономическая обсерватория Российской академии наук открылась вновь, значительно расширив возможности. Сегодня ее научная деятельность охватывает практически все приоритетные направления фундаментальных исследований современной астрономии.

На этой неделе состоялись специальные экскурсии «Пулковская обсерватория – история и современность» (12+) для взрослой аудитории и «Путешествие в мир астрономии» (12+) для детей. Их приурочили к 185-летию учреждения.