Яндекс.Метрика
  • Роман Королев

«Люди там живут, хоть и ходят каждый день под смертью»: петербургский писатель Александр Смирнов о тех, кто находится на фронте

Он также участник специальной военной операции
Фото: личный архив Александра Смирнова

На киностудии «Ленфильм» завершились съемки нового короткометражного фильма «Блокадный Трезорка». Картину создают по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя и участника специальной военной операции Александра Смирнова.

 Александр Александрович, в годы блокады пес Трезорка спас многих ленинградцев от голода, охотясь на зайцев. Как у вас родилась идея написать рассказ о нем?

– Истории о животных на войне – очень сильные, это отличный способ донести правильный посыл, объяснить людям, что на самом деле происходит. Все любят животных, рассказами о них проникаются даже те, кто занимает жесткую, радикальную антироссийскую позицию. Работает элемент подсознательного восприятия.

 Вы также автор рассказа «Шарик Кинбурнской косы», события которого разворачиваются уже в условиях проведения специальной военной операции. Что это за место такое?

– Кинбурнская коса – уникальный участок фронта. На эту территорию очень быстро наступали силы русской армии, поэтому избиратели Зеленского одномоментно бежали и оставляли все: посуду, документы, игрушки, фотографии на стенах, машины. Но поскольку раньше здесь в том числе располагались заповедник, два зоопарка и конно-племенных завода, две страусиные фермы, то осталось очень много брошенных животных. И, к сожалению, с ними часто поступают так же, как и с Шариком, – делают живые мины. Такие зверства творили нацисты еще во время Второй мировой войны, и эта бесчеловечная практика сохранилась до сих пор.

Вообще животные часто прибиваются к солдатам и приносят большую пользу. Бывают и героические случаи, и забавные. Например, в одном из расположений невозможно было хранить продукты и даже нормально спать из-за большого количества мышей. Бойцы не знали, как с ними бороться, и тут появился крыс, который разогнал всех мышей, но при этом не трогал провизию. Так и появился у солдат новый друг.

– У вас есть планы на развитие этого цикла и вообще творчества на тему специальной военной операции?

 Конечно. Например, мне очень хочется совместно с городским отделением фонда «Защитники Отечества» создать цикл документальных фильмов о людях, получивших звание Героя России. Так, в Ленинградской области их шестеро, при этом пятеро, к сожалению, награждены посмертно… Шестиминутные сюжеты – верный способ повествования в данном случае.

Что касается животных на войне, то таких историй у меня уже достаточно накопилось. Можно их реализовать в видеоформате, и идеальным вариантом будет, как мне кажется, мультфильм, поскольку не нужно будет искать животное-актера, получать разрешение на съемки боевой техники, оружия и так далее. На этот проект уже есть спонсоры, которые готовы на софинансирование.

 Есть ли долг у современного русского писателя? Если да, то в чем он, на ваш взгляд, заключается?

 Могу так ответить – на фронте очень многие ребята говорили мне: «Главное, чтобы нас не забыли». Мне кажется, что людям в мирной жизни нужно знать не о боевых действиях в основном, а о том, как себя там чувствуют люди. Это нужно, чтобы перестать их бояться, лучше понимать. На войне, кроме трагического, есть и смешное, и трогательное. Люди там живут, хоть и ходят каждый день под смертью.

Поэтому, на мой взгляд, писателю нужно работать для тех, кто там не был. Это сегодня некоторая интеллектуальная обязанность пишущего человека перед нашим обществом. Кроме того, война всегда выдвигает великих писателей, например, без Севастопольской обороны о Льве Николаевиче Толстом Россия и мир узнали бы гораздо позже. И в том числе этот пример показывает, что особенно ценны в данном контексте пишущие люди, которые видели войну своими глазами.

Всегда заметно, когда человек рассказывает о том, что действительно знает, пережил лично. Любая, даже малейшая фальшь чувствуется, и такая история не имеет ценности. Конечно, в художественной литературе допускаются преувеличения и отклонения, но это обусловлено технологией создания текста.