Дмитрий Гавра: «Потенциальные зоны риска у нас в Петербурге находятся везде, где интересно»
Госдума РФ 10 июля приняла в первом чтении законопроект о штрафах для водителей электросамокатов, поправки внесены в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
Согласно документу, езда на электросамокате или велосипеде в нетрезвом виде отныне обойдется гражданину в 20-30 тысяч рублей, превышение допустимой скорости – в сумму от 500 до 5 тысяч рублей. Если во время аварии велосипедист или пользователь самоката причинил легкий вред здоровью пешехода, то его оштрафуют на 2-5 тысячи рублей, за травму средней тяжести придется заплатить уже от 10 до 15 тысяч. За превышение установленной скорости движения на 5-10 км/ч грозит штраф в 500-800 рублей, на 10-15 км/ч – от 2 до 2,5 тысячи рублей, на 15-20 км/ч – от 3 до 3,5 тысячи рублей, а если превышение еще больше – от 4 до 5 тысяч рублей.
Политолог и социолог, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра отметил, что проблема огромного количества нарушений с участием самокатчиков уже неоднократно обсуждалась на правительстве Петербурга.
«Для нашего города эта проблема стоит сегодня особенно остро: у нас исторический город, здесь очень много туристов и гостей, и мы хотели бы, чтобы их было еще больше. Причем Петербург интересен не только в пределах «золотого треугольника». У нас есть и Лахта с Парком 300-летия, и протяженные набережные Невы, Мойки, Фонтанки и канала Грибоедова. По всем этим пространствам активно ездят владельцы СИМ, и получается, что потенциальная зона риска у нас находится везде, где интересно. Поэтому для Петербурга очень здорово, что федеральный законодатель обратился к этой проблеме», – говорит эксперт.
По словам Гавры, в этом есть и результат активности депутатов Законодательного собрания, правительства Петербурга и губернатора Александра Беглова.
«Что касается самого законопроекта, то крайне важно, чтобы ответственность наступала не только для самих лихачей – водителей СИМ, но и для кикшеринговых компаний, которые не выполняют свои функции по обеспечению безопасности. Сегодня в городе достаточно камер видеонаблюдения, способов фиксации происходящего при помощи систем GPS и «Глонасс», кое-где есть и системы распознавания лиц с помощью искусственного интеллекта. Но такое большое количество опасных нарушений и аварий происходит в том числе и потому, что компании – владельцы СИМ в погоне за прибылью просто не используют все эти возможности. Поэтому ужесточение ответственности для пользователей тех же электросамокатов должно быть параллельным с санкциями против компаний, вплоть до лишения лицензий и открытия уголовных дел», – указал профессор.
По его мнению, бесконтрольность и безнаказанность порождает у подростков, а также у нетрезвых граждан понимание того, что инспекторы ГАИ или участковые просто «всех не переловят» при таком объеме заказов на СИМ.
«Думаю, этот закон будет работать достаточно эффективно, если в нем будет понятно прописан механизм его исполнения. То есть важна не столько строгость наказания, сколько его неотвратимость. Я категорически приветствую решение о законодательном регулировании использования СИМ. Но сомневаюсь в том, что оно будет эффективно только из-за размера штрафа. И при отсутствии в городе технологической инфраструктуры контроля, которая бы позволяла автоматически заблокировать самокат в случае, если на него, скажем, встали сразу два человека, – говорит Гавра. – Очень важно продолжить практику запрета электросамокатов и прочих СИМ во время проведения в Петербурге крупных форумов и мероприятий. Я считаю, что система штрафов для СИМ должна быть гибкой, подобно тому, как сейчас выглядит шкала подоходного налога в России. Тут можно взять пример и соседней Финляндии, где государство штрафует водителей, регулярно нарушающих скоростной режим, в зависимости от их дохода. Стоит учесть, что подростки, которые берут в аренду электросамокаты, как правило, живут не в самых бедных семьях. Эта история, на мой взгляд, позволит государству предъявить санкции к тем, кто и так себе довольно много позволяет».