Андрей Хлутков: «Воспитанникам лицея будет обеспечен полный пансион»
– Андрей Драгомирович, в чем заключается концепция будущего лицея?
– По задумке, Царскосельский лицей Президентской академии будет полным правопреемником Императорского Царскосельского лицея. Поэтому нам важно сохранить ту самую особую историческую обстановку, чтобы у будущих лицеистов была возможность смотреть на мир и в буквальном смысле видеть то, что созерцали их предшественники. Уже только это, как мне кажется, поможет ощутить сопричастность к лицейским традициям и обеспечить преемственность образовательных подходов. Поэтому партнерство с профессионалами и экспертами Всероссийского музея имени Пушкина видится для нас очень важным и перспективным.
– Вы говорили, что обучение в лицее будет начинаться с пятого класса. Это тоже наследие Императорского лицея?
– Вы правы. Согласно историческим данным, в лицей зачисляли в возрасте 10-12 лет. Мы решили перенять и этот опыт, ведь это тот условный возраст, когда ребенок уже превращается в подростка и его выбор становится более осознанным. Каждому человеку в жизни требуется ответить для себя на два довольно простых, но, пожалуй, определяющих вопроса: кем быть и с кем быть? Но парадокс заключается в том, что ответы на эти вопросы – какой профессиональный путь выбрать, в какой формирующей среде лучше оказаться – людям, как правило, приходится начинать искать в совсем юном возрасте, когда еще не накоплен серьезный багаж знаний и жизненного опыта. Стать лицеистом – это очень серьезный шаг. Ведь он подразумевает под собой решение посвятить себя, свою жизнь служению Отечеству. Кроме того, будущее учебное заведение предполагает весьма интенсивную учебную нагрузку. И в пятом классе, а это как раз 11-12 лет, к этому выбору уже можно подойти более взвешенно и осознанно. К этому возрасту ребята уже воспользовались возможностью проявить себя как личность во взаимодействии с окружающей их средой: показали себя в учебе, спорте, общественной работе, полезных делах для общества. И если еще не выбрали конкретную будущую профессию, то поняли желаемые общие цели и направление развития. И тем, кто выберет для себя работу в интересах государства и общества, мы, конечно же, готовы помочь.
– Как будет проходить отбор будущих лицеистов?
– Во-первых, портфолио. Будет учитываться все: школьная успеваемость, социальные активности, в которых ребята принимали участие, и, конечно же, спорт, ведь именно он формирует характер и волевые качества в человеке. Во-вторых, мы планируем сделать вступительные испытания.
– В каком формате хотите их проводить?
– Если вы обратили внимание, сейчас идет речь о выстраивании в стране новой суверенной системы образования. В частности, в сегменте высшего образования мы уходим от Болонской системы образования. На смену приходит синтез всего положительного, что было накоплено в предыдущие эпохи. Берем самое лучшее: из советского периода, из новейшей истории нашей страны. Не исключение и период развития отечественного образования Российской империи. Однако действовать мы можем только в рамках текущего законодательства, которое позволяет нам установить вступительные испытания. Над их форматом мы еще работаем, ведь наша задача – найти наиболее объективную формулу, которая сможет раскрыть весь потенциал кандидатов в лицеисты. Тестирование по типу ЕГЭ, которое вам хорошо знакомо, к таким форматам мы не относим.
– Вы упоминали, что в основу концепции обучения положат опыт Императорского Царскосельского лицея. Чем будет отличаться учебный процесс по сравнению с обычной школой?
– Как я уже говорил, одним из серьезных преимуществ Императорского Царскосельского лицея была атмосфера круглосуточного погружения в учебный процесс, который, к слову, шел одиннадцать месяцев из двенадцати. Лицеисты круглогодично проживали на территории учебного заведения, вставали в 6 часов утра, и отбой у них был в 22 часа. Все время было посвящено обучению и всестороннему личностному развитию – спорт, искусство и так далее. За счет такой интенсивной и правильно спланированной нагрузки молодые люди уже в лицее получали образование, эквивалентное университетскому. Мы хотим скопировать этот подход, чтобы наши лицеисты учились на условиях пансиона, предоставив им в одном месте все необходимое для формирования личности и получения качественного углубленного образования, которое будет включать часть вузовской программы.
– То есть лицей будет давать возможность учиться в городе Пушкине талантливым ребятам со всей России? Даже из самых дальних ее уголков?
– Именно этого мы и хотим. Предполагается, что в лицее будет вся необходимая инфраструктура: учебные корпуса, общежития, спортивный комплекс. Воспитанникам лицея будет обеспечен полный пансион.
Если лицеисты решат продолжить учебу в Президентской академии, будут ли у них какие-то привилегии?
Это, конечно же, будет учитываться при поступлении как преимущество. Ведь, по сути, мы будем воспитывать свою, как это сейчас принято называть, целевую аудиторию. Тем более что к работе с лицеистами, по нашему плану, привлекут в том числе и вузовских преподавателей. Так что мы заинтересованы, чтобы будущие выпускники лицея продолжали обучение в стенах Президентской академии.