Активист предлагает установить QR-коды на жилых домах с именами людей, погибших здесь в блокаду
Создатель проекта «Петербург. Дома и люди» Валерий Григорчук отметил, что здания города могут рассказать личные истории блокадников. Ему удалось «привязать» к конкретным адресам десятки тысяч имен.
– Как появился проект?
– В годы блокады погибли сотни тысяч жителей Ленинграда. По оценке петербургской прокуратуры, свыше миллиона человек. С большими числами всегда сложно, их трудно прочувствовать, а ведь за каждой цифрой чья-то судьба и личная трагедия.
Моя прабабушка погибла в апреле 1942-го года. Как-то я задумался, а сколько еще человек умерло в доме, где она жила? Начал искать материалы. Существует оцифрованная в 35 томах книга памяти «Блокада», там собраны данные более шестисот тысяч погибших в блокаду горожан. Я взял имена этих людей и проанализировал, в каких домах они жили. Теперь смотря на тот или иной жилой дом, я знаю, сколько человек погибло в нем от голода, холода, болезней и бомбежек.
Мне показалось правильным разместить собранную информацию в открытом доступе, это будет способствовать сохранению исторической памяти. Поможет в воспитании молодежи, которая узнает больше об истории своего дома, улицы, города в целом. И просто, это же интересно, знать кто жил в твоем доме раньше. Так и родился проект.
– Как это работает?
– На интернет-портале «1703.su» можно указать название улицы и номер дома, откроется список погибших жителей – номер квартиры, фамилия и имя, год смерти, когда есть данные – место захоронения. На портале сейчас информация про более чем 500 тысячах человек из 9,8 тысячи домов.
Но главное в моем проекте – это идея привязать интернет-страницу дома к реальному зданию. На мой взгляд, проще всего это можно сделать, поставив QR-код на номерном знаке. В идеале сделать дополнительную табличку, написать на ней «Блокадный дом» и QR-код, где указана вся доступная информация о жителях, погибших во время блокады. Несложное решение и не требующее больших затрат. Проходя мимо того или иного дома, каждый сможет навести свой смартфон на такой указатель и получить все имеющиеся данные.
Каждый блокадный дом несет на себе шрамы войны и, узнав о конкретных людях, ставших жертвами нацистов в годы войны, мы получаем множество подтверждений геноцида нашего народа.
Мне бы хотелось, чтобы одним из достижений проекта стало появление хранителей истории домов. Такие люди смогли бы вернуть людям имена тех, кто забыт и не попал в книги памяти в силу тех или иных причин. Пока мы помним человека, он продолжает жить.
– Как воплощается идея с установкой подобных знаков?
– Тут много сложностей. В теории, получается, что я должен договориться об их установке с каждым домом, но, если ставить вопрос так, одному человеку понадобятся десятилетия, чтобы сделать это. Другое дело, если будет принято решение об изменении стандартов адресных знаков. В частности, обратился к депутатам Законодательного собрания Петербурга и Госдумы. Большинство инициативу поддержало. Но есть еще немало ведомств, с которыми должно пройти согласование возможных изменений облика адресных знаков.
– Как удалось установить точный адрес дома, где жила семья президента РФ Владимира Путина?
– Было известно, что это дом на Обводном канале, но раньше считалось, что речь идет о другом здании. В одном из документов была рукописная запись, там цифра 4 была очень похожа по написанию на девятку. Согласно этому документу, адрес прописки шел по дому номер 97 на Обводном.
Мне удалось найти домовые книги и другие документы, которые подтверждают, что родители Владимира Путина в начале войны переехали не в дом номер 97 (сейчас 121) на набережной Обводного канала, как это считалось ранее, а в дом номер 47 (сейчас 57), квартиру 17 на набережной Обводного канала.
Тут интересно то, что даже в истории такого известного человека, его семьи открываются новые факты, что говорить про обычных жителей блокадного Ленинграда. Работы еще много.