Максим Ситников: «В Петербурге появятся еще 80 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД»
Сухая статистика, собранная за время работы системы фотовидеофиксации нарушений ПДД, говорит о том, что там, где стоят камеры, ДТП случаются всё реже, а пострадавших в них людей всё меньше. Тенденция на снижение показателей отмечается уже третий год, и останавливаться, похоже, город не намерен: Петербург сегодня один из лидеров в России по наведению правопорядка на дорогах.
– Максим Геннадьевич, какие преимущества дает жителям и гостям Петербурга установка на дорогах комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД?
– Прежде всего безопасность. Внедрение интеллектуального видеонаблюдения на дорогах – один из инструментов обеспечения безопасности. Сегодня за трафиком на дорогах города наблюдают 1360 комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. До конца года появятся ещё 80 – и среди них в том числе и те, которые будут следить за порядком на нерегулируемом пешеходном переходе. Ранее таких комплексов было только 2 в пилотном режиме.
С 2020 года в регионе перешли на принципиально новую схему развития системы, что позволило увеличить охват дорог интеллектуальным видеонаблюдением в разы. Казалось бы, не такой большой срок, чтобы делать выводы. Тем не менее эффективность таких инструментов видна практически сразу: культура вождения водителей изменилась, как следствие, количество ДТП значительно сократилось, тяжесть их последствий уменьшилась. На данный момент в среднем за сутки наши камеры фиксируют в автоматическом режиме 14 млн проездов транспортных средств и около 55 тысяч нарушений ПДД.
Санкт-Петербург выделяется среди большинства регионов заметной положительной динамикой показателей аварийности на дорогах: по статистике МВД, с 2020 года количество ДТП снизилось на 37%, а количество пострадавших в них людей уменьшилось почти на 50%.
– Что ещё могут современные умные сервисы, предназначенные для наведения порядка на дорогах?
– В ряде городов активно развивается интеллектуальная транспортная система (ИТС). Благодаря тому, что устанавливаются не просто камеры, а с умной «начинкой», этот механизм помогает максимально разгрузить «артерии» города, анализируя движение и создавая зелёные волны. Например, часто бывает, что ты встаёшь на красный свет, и при этом по улице, которую пересекаешь, никто не едет. Сразу возникает вопрос: «Зачем тогда стоять?» В таких случаях ИТС анализирует обстановку, после чего включает и выключает зелёный свет самостоятельно в автоматическом режиме в зависимости от транспортного потока. Подобные системы развиваются не только в Петербурге, но и в других регионах, на Северо-Западе это Калининград, Вологда и Череповец.
– Число камер растет не только на дорогах, но и во дворах, в скверах и иных локациях. Насколько они эффективны?
– В Петербурге сегодня более 90 тысяч устройств городского видеонаблюдения. Наш город по плотности умных камер на душу населения не уступает Москве. Такой «цифровой наблюдатель» – помощник для нас с вами. Если что-то произошло, любой человек через удобное и понятное мобильное приложение может найти ближайшую камеру и сразу же сделать запрос на получение записи – без бумажных заявлений. Сам видеоархив не будет направлен заявителю, но может быть получен сотрудником МВД и использован как видеодоказательство при разборе происшествия. Статистика подтверждает, что криминогенная обстановка и количество правонарушений снижаются там, где устанавливаются камеры видеонаблюдения.
– Как работает система видеонаблюдения?
– Если мы говорим о городском видеонаблюдении в Петербурге, то информация с камеры через инфраструктуру оператора связи (коммутационное оборудование и защищенные каналы передачи данных) поступает в Городской мониторинговый центр. В режиме реального времени здесь за видеопотоком наблюдают специалисты дежурной смены. Данные хранятся до 7 дней, в течение которых с ними можно работать. Не все так просто с записями с комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Их дополнительно обрабатывает Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП). Именно в этой структуре данные с камер анализируются, и инспекторы выносят постановления о штрафах за нарушения.
– Кто следит за тем, чтобы сложная система видеонаблюдения с аналитикой работала без сбоев?
– Как исполнитель, мы отвечаем за техническое состояние и корректную работу всего комплекса видеонаблюдения. А заказчик получает готовый цифровой результат – видеопоток, который передает камера. Оборудование принадлежит оператору, и, если совершаются, к примеру, вандальные действия, исполнитель обязан восстановить работу камеры и передачи данных в максимально короткий срок. Там, где стоят наши камеры, именно наши специалисты выезжают на осмотр и принимают решение – ремонтировать устройство или заменить его. Обслуживание ведется 24/7 круглый год.
– В Петербурге, где столько исторических зданий, есть сложность с установкой оборудования на фасадах. Как решается этот вопрос?
– Просто так установить камеры невозможно – требуется согласование от множества структур. Конечно, умные устройства должны гармонично вписываться в исторический ансамбль. Чтобы не портить облик города, специалисты выкрашивают оборудование в цвета фасадов зданий и опор. Также требуется избегать видимости проводов. Для этого часто специалисты убирают под землю коммутационные шкафы или применяют нестандартные форматы крепления оборудования. Например, сейчас мы монтируем камеры на одном из музеев, где запрещены любые сверления. Для проведения работ на подобных объектах приходится получать разрешение в том числе федерального Министерства культуры.
– Чем ещё может быть полезна видеоаналитика помимо обеспечения безопасности?
– На самом деле полёт фантазии для применения видеоаналитики безграничен. Есть проекты, которые следят за уборкой мусора, за возгораниями или уровнем воды при паводках. Иногда задачи нам поступают совсем нетривиальные: в некоторых регионах надо было предотвратить незаконную вырубку деревьев с помощью дронов и видеоаналитики. В целом можно сказать, что умные системы упрощают жизнь. Будущее точно за цифровизацией и искусственным интеллектом.