Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Семьи в лицах: завтра отмечается День донора

Специальный проект «Петербургского дневника»
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

В Петербурге проживают более 18 тысяч человек, удостоенных звания «Почетный донор России» и «Почетный донор СССР». В нашем городе есть и настоящие семейные династии. Некоторые из них решили принять участие во всероссийской акции «Семейный код донора», которую приурочили к Году семьи.

Спасали людей еще во время блокады Ленинграда

Братья Владислав и Александр Меркурьевы продолжают донорскую династию своих бабушек и прабабушек, сдававших кровь во время блокады Ленинграда.

Прадедушка братьев Аркадий Евсеевич Рахман был военным хирургом, майором медицинской службы. Он знал цену донорской крови и часто рассказывал об этом в семье. Прабабушка Александра Яковлевна Головихина всю блокаду проработала санитаркой в знаменитой Снегиревке – родильном доме имени профессора В. Ф. Снегирева – и сдавала кровь, помогая роженицам и раненым. Благодаря ей выжили не только десятки людей, но и ее собственная семья, так как донорам выдавали дополнительный паек, который Александра Яковлевна делила с родными.

Обе бабушки братьев Меркурьевых – Зоя Федоровна Юхина и Галина Павловна Миронова – тоже всю блокаду прожили в Ленинграде. Кстати, все бабушки и дедушки Меркурьевых оказались долгожителями.

Мама братьев Светлана Михайловна Меркурьева, трудившаяся учителем начальных классов, продолжила семейную традицию. Она имеет звания «Почетный донор России» и «Почетный донор Санкт-Петербурга».

«Маму и меня в донорство привела сама жизнь. При рождении моей родной сестре Свете делали переливание крови. Моя мама решила, что она тоже может помочь людям, и начала сдавать кровь, со временем став почетным донором. Через несколько лет сестра заболела – рак. Снова потребовалась кровь… В общем, и я решил стать донором», – рассказывает Владислав.

Младший брат Александр Меркурьев уже имеет значок «Почетного донора Санкт-Петербурга». До звания «Почетный донор России» ему осталось чуть больше десяти донаций.

Оба брата работают в отделе контроля оплаты проезда Комитета по транспорту. Они уговорили и коллег стать донорами.

«Я раньше курил, а когда стал донором, то бросил. Я понимаю, что такое ответственность за здоровье другого человека, и хочу давать качественную кровь», – говорит Владислав Меркурьев.

Александр (слева) и Владислав Меркурьевы трудятся в транспортной отрасли нашего города.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Сначала боялись. Потом страх ушел

Мама Ирина и дочь Людмила Ивановы начали свою донорскую историю с того, что очень боялись вида крови. Теперь мама – почетный донор Санкт-Петербурга и почетный донор России.

«В 2007-м мой папа заболел, нужен был донор на операцию. А для меня поход на анализ был сущим кошмаром, я ходила только с подругой, чтобы она меня держала за руку. Но ради папы пришлось пойти, – вспоминает Ирина Иванова. – А спустя 4 года мы с подругой сами приехали на Городскую станцию переливания крови».

С тех пор петербурженка регулярно сдает кровь, сейчас у нее уже 44 донации. Неприятные ощущения и страх постепенно ушли, а с собой на процедуру стала брать маленькую дочку, если ее не с кем было оставить.

Сейчас ее дочке Людмиле 19 лет. Пока она сдала кровь только 3 раза, но планирует догнать маму.

«Мама очень много рассказывала о том, как сдает кровь и что с ее кровью будет дальше. Она очень гордится, каждый раз фотографируется, когда сдаем кровь. Я приходила с мамой и все время находилась рядом, начиная от заполнения бланков до самой донации, хоть и боялась вида большого количества крови и всяких приборов, связанных с ее сбором. Я обычно носила с собой игрушки, как бы на «экскурсию». Я часто лежала в больницах, но вопреки всему очень любила врачей и даже сама хотела стать доктором», – улыбается Людмила.

Девушка учится на втором курсе Санкт-Петербургского государственного института культуры. Там регулярно проходят донорские акции, и Людмила приводит на них своих друзей-студентов.

«Теперь я стою в очереди на предварительный осмотр, пью сладкий чай со своими друзьями, вспоминая, как впервые делала это в самом начале учебы. Я рассказываю ребятам, что произойдет с их кровью дальше, где, сколько и для чего она будет храниться. Крови я до сих пор боюсь, но все же мне нравится думать, что, может быть, моя вторая отрицательная кому-то поможет. Да и сохранять семейную традицию очень приятно», – рассказывает Людмила Иванова.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Если кровь помогла хотя бы одному человеку, то жизнь прожита не зря

Отец Сергей и сын Евгений Черноусовы – тоже доноры.

«Я начал сдавать кровь с 1991 года. Мне тогда был 21 год, мы жили на Кавказе, в городе Каспийске, а центр переливания крови был в Махачкале. Началось все с любви: я познакомился с девочкой из другого города, и мне очень хотелось быть с ней рядом. Субботы и воскресенья мне не хватало для общения, и друг подсказал, что за сдачу крови дают законные два дня выходных. Так я и начал свою донорскую карьеру. Кстати, эта девочка стала моей женой», – улыбается Сергей.

Потом случился 1994 год. Тревожные события на Северном Кавказе потребовали крови для раненых. Сергей тогда служил по контракту, был сержантом, и вместе с другом они не могли остаться в стороне.

«Сейчас ведется активная пропаганда донорства, а тогда мало кто сдавал кровь, слишком мало было информации о важности этого доброго дела», – отмечает Сергей.

Позже семья переехала в Петербург. У Сергея заболела племянница. Она лежала в 31-й больнице, и, навещая ее, мужчина узнал, что там очень нуждаются в донорской крови. Кровь была нужна мальчику с такой же группой крови, как у него, – 4-й положительной.

Усилия Сергея оказались не напрасны – мальчик поправился. С тех пор мужчина регулярно ездит в больницу на Крестовский остров. Он почетный донор России и почетный донор Санкт-Петербурга.

«Как-то я рассказал своему старшему сыну Евгению о донорстве, и он тоже изъявил желание кому-то помочь и присоединился ко мне. У него уже 18 донаций. Сын пришел бы со мной и сегодня, но он – полицейский, и именно сегодня отбывает в зону специальной военной операции», – говорит Сергей.

Младший сын Никита, скорее всего, продолжит семейную династию, когда станет совершеннолетним. Это случится буквально на днях.

«Я считаю, что если моя кровь помогла хоть одному человеку, то жизнь я прожил не зря», – убежден Сергей Черноусов.