Алексей Фадеев: «Арктика – ключ к развитию российской экономики»
Всё чаще в экспертном сообществе заходит речь о создании в Арктической зоне Российской Федерации нового национального проекта, который бы объединил все задействованные сферы деятельности и инновационные идеи, реализуемые на Крайнем Севере. О том, что это даст нашей стране и почему ведущую роль в таком национальном проекте может получить Санкт-Петербург, – рассказывает доктор экономических наук, профессор Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области и заместитель председателя Общественного совета Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Алексей Фадеев.
– Одна из очевидных тенденций последних лет – увеличение числа молодежи, интересующейся российским Севером. С чем это может быть связано?
– Для России Арктика всегда имела особое значение, а в последнее время она приобрела значение стратегическое. Вместе с тем если мы посмотрим на статистику, на географическую площадь, то увидим, что Арктика – это треть территории Российской Федерации, где проживает более 2,5 миллиона человек. При этом 15 процентов ВВП и почти четверть экспорта в стране формируется предприятиями, которые находятся на Крайнем Севере. Поэтому для России Арктика – традиционная среда обитания, в которой развиваются множество направлений деятельности: эксплуатация Северного морского пути, разработка шельфовых месторождений, сжижение природного газа, его транспортировка и многое другое. Само собой, для всего этого требуется особый профиль подготовки будущих специалистов, а потому университеты давно и прочно сотрудничают с арктическими регионами, продвигая соответствующие специальности.
– Какие направления деятельности и в каких регионах Арктики сейчас наиболее перспективны?
– В Арктике сегодня работает и активно развивается нефтегазовый и минерально-сырьевой комплекс, предприятия оборонно-промышленной сферы, добыча биоресурсов и аквакультуры. Само собой, вся транспортная сфера, в первую очередь связанная с Северным морским путем. Развивается такое экзотическое направление, как арктический туризм. Поэтому востребованность кадров сохраняется во многих регионах Арктической зоны и практически во всех сферах. Суммарно всей Арктике сегодня необходимо более 60 тысяч человек ежегодно. Безусловно, это вызов для системы среднего и высшего образования, вызов для науки, поскольку те проекты, которые предстоит реализовывать будущим специалистам, перестали быть простыми в технологическом отношении. Сейчас, например, на месторождениях используют роботизированные установки, подводные комплексы, роторные управляемые системы. Само по себе понятие «умная скважина» давно и прочно вошло в лексикон тех, кто занимается освоением Арктики. Всё это подчёркивает ту технологическую сложность проектов, с которыми предстоит столкнуться будущим специалистам.
– Что нужно сделать для того, чтобы специалисты потянулись в Арктическую зону России? Только ли финансовая мотивация может повлиять на привлечение кадров на Север?
– Достойная оплата за работу на Севере – это необходимость, которая обусловлена суровыми условиями Арктики. Вспоминая Советский Союз, отмечу, что в Мурманск, например, приезжали люди со всей страны и для этого не требовалось проводить какую-то масштабную рекламную кампанию. Все знали, что работа за полярным кругом, в том числе в северных морях, – это залог благосостояния и уверенности в завтрашнем дне. Нечто подобное мы должны создать и в условиях современной России. Нужна база для того, чтобы человек в Арктической зоне чувствовал себя комфортно и с материальной, и с бытовой точки зрения. Соответствующий доход, комфортное жилье, возможности развития, участие в стратегических проектах. И люди поедут – в Мурманск, Певек, Тикси, Нарьян-Мар, Дудинку – во все места, которые сегодня известны как центры освоения арктических территорий.
– В этом направлении ведется работа?
– Арктика – ключ к развитию российской экономики. Это не слоган и не тезис – это факт. И, конечно, руководство нашего государства это понимает. Именно поэтому принят список основополагающих документов, которые формируют институциональные условия развития. Утверждена и подписана стратегия развития Арктической зоны России до 2035 года. Подписан закон о предпринимательской деятельности в Арктике, направленный на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса. Созданы территории опережающего развития. Например, в Мурманске это ТОР «Столица Арктики». Специально для стратегических инвесторов, которые хотят работать в Арктике, созданы необходимые условия: есть льготные экономические режимы, есть программа «Арктический гектар», есть господдержка по перспективным проектам – всё это инструменты, позволяющие бизнесу развиваться в арктических условиях. Если мы посмотрим на опыт зарубежных стран, считающихся капиталистическими, то их подходы в экономике северных регионов во многом сопряжены с прямым участием государства. Приоритет даётся именно социально-экономическому развитию. Россия развивается в этом же направлении и делает это успешно. Уверен, что в будущем мы добьёмся ещё более серьёзных результатов в такой политике.
– Говоря об Арктике, невозможно не затронуть Северный морской путь. Многие эксперты точкой отсчета СМП с западной стороны России называют Санкт-Петербург. Насколько Северная столица погружена в развитие этой транспортной артерии?
– Абсолютно справедливо называют, поскольку роль и значение Санкт-Петербурга в освоении Арктики в целом и в эксплуатации Северного морского пути конкретно трудно переоценить. В Северной столице по арктическим проектам работают более 300 предприятий, более 100 научных организаций, из которых 65 являются подразделениями Академии наук. По Арктике в городе работает 10 государственных научных центров. Петербург – это естественный инженерный, интеллектуальный и организационный центр освоения Арктики. Собственно, именно поэтому в Северной столице существует отдельный орган исполнительной власти – Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики, который ведет масштабную работу по выстраиванию деловых связей с регионами Арктической зоны России, по идентификации тех направлений, где компетенции города могут быть востребованы и максимально эффективны. Это касается всего, что затрагивает развитие Крайнего Севера и тех отраслей Санкт-Петербурга, которые напрямую в этом участвуют. В том числе, конечно, развитие Северного морского пути и его инфраструктуры.
Что касается непосредственно актуальности северного маршрута, то его значение возрастает буквально на глазах в связи с непростой геополитической ситуацией, а точнее, в связи с событиями на Ближнем Востоке и никуда не исчезнувшими рисками пиратских нападений. При этом Китайская Народная Республика – главный внешнеторговый партнер для более чем 140 стран, в том числе, конечно, западных. В этом ключе Северный морской путь остается кратчайшей магистралью, которая позволит доставлять грузы из КНР к месту назначения. А в этом разрезе ключевое значение будут иметь уникальные возможности портов Санкт-Петербурга. В целом транзитный потенциал СМП невероятно перспективен. В том числе для этого в нашей стране, и в Санкт-Петербурге в частности, строится атомный ледокольный флот, идет модернизация портов и инфраструктуры, прокладка систем связи и многое другое. Можно сегодня как угодно пытаться политизировать арктические проекты России, но в долгосрочной перспективе международный бизнес так или иначе придет к использованию Северного морского пути.
– Правильно тогда ли говорить о том, что реализация арктических проектов – это залог будущего развития всей России?
– Давайте начнем с того, что Российская Федерация – единственная страна в мире, ведущая промышленную добычу нефти в Арктике, и единственная страна в мире, которая занимается транспортировкой сжиженного природного газа во льдах. А это применение уникальных технологий, сопоставимых с космическими! Именно Россия доказала, что работать в Арктике в промышленных масштабах можно не только эффективно, но и безопасно. Это наша страна последовательно реализует в Арктике уникальные по сложности проекты. В эту работу активно вовлекается бизнес, создаются дополнительные рабочие места, работает мультипликативный эффект. Понятно, что работы предстоит еще очень много, но именно Россия, по сути, сегодня стала всеобщим примером активной и эффективной деятельности в высоких широтах.
Ранее Владимир Шамахов рассказал о значении Крайнего Севера.