Яндекс.Метрика
  • Эльвира Романова

«Арктика в перспективе должна стать отдельным нацпроектом»: Владимир Шамахов – о значении Крайнего Севера

И о роли Петербурга в этом вопросе
Фото: предоставлено Комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики

29 февраля 2024 года президент России Владимир Путин выступил с посланием Федеральному собранию. В нем он определил ключевые направления развития страны. Отдельные аспекты напрямую касались и Арктической зоны России, к развитию которой Санкт-Петербург имеет прямое отношение.

Председатель общественного совета при Комитете Санкт-Петербурга по делам Арктики, президент Ассоциации полярников в Санкт‑Петербурге, член Общественной палаты города и научный руководитель Северо-Западного института Управления РАНХиГС Владимир Шамахов рассказал о том, почему у Северной столицы уникальная роль в реализации арктических задач, поставленных президентом.

– Как вы считаете, почему Санкт-Петербург называют центром арктических компетенций России? Какие направления вы считаете приоритетными для развития на арктическом треке?

– У Санкт-Петербурга уникальное место в арктической повестке. Еще в советские годы, когда шло освоение Арктики, в нашем городе был практически центр управления этим развитием. Сейчас, в принципе, можно было бы претендовать на аналогичную роль. Петербург, несомненно, – научный, образовательный и промышленный центр компетенций всего, что связано с Арктикой. У нас половина вузов и предприятий в той или иной степени работает по арктической тематике. Так сложилось исторически.

Сейчас задача развития Арктики стратегического масштаба. Здесь как нигде необходима концентрация усилий. Чтобы сделать прорыв, нужна консолидация: как говорится, необходимо все собрать в кулак и этим кулаком двигать вперед. Таким целям, в частности, служит и деятельность Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики.

Однако без активнейшего участия научного, образовательного, делового, экспертного и информационного сообщества столь масштабная задача будет трудновыполнима. Тем более, у арктических регионов как таковой единой сбалансированной модели нет. И как раз в этих условиях подключение к модели управления общественников, ученых, экспертов может стать дополнительным связующим элементом для создания своеобразной государственной «решетки».

– Над чем под вашим руководством сосредоточит работу Общественный совет при Комитете Санкт-Петербурга по делам Арктики?

– Главным усилием Общественного совета при комитете будет содействие тем целям и задачам, которые связаны с Арктикой в Санкт-Петербурге.

Есть и вторая составляющая: сегодня предлагается очень много интересных инициатив, проектов, изобретений, которые могут быть полезны в Арктике, а возможно, и не только там. Ведь то, что проходит закалку Севером, абсолютно точно может использоваться практически везде. Главная проблема – в сложности этих наработок добраться до этапа реализации. Поэтому мы, представляя экспертное объединение, хотим силами профессионалов оценивать такие арктические инициативы, и наиболее перспективным из них с помощью Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики содействовать в реализации.

– Молодежь – залог будущего развития, и Арктики в том числе. Видите ли вы желание нынешних студентов участвовать в арктических проектах? Какие факторы могут заинтересовать молодых специалистов быть причастными к развитию Арктической зоны России, отправляться работать на Крайний Север?

– Интерес к Арктике сегодня очень большой, однако не такой, каким он был в начале прошлого века. Финансовый вопрос – один из факторов, но не единственный. Молодежи нужно несколько стимулов, да еще желательно одновременно: чтобы работа была интересной, чтобы была видна перспектива. В целом образ Арктики на это ребят нацеливает.

Кроме того, в Арктику должны прийти самые современные технологии – тогда молодежь туда поедет. Нужна, например, полная цифровизация, развитие всей инфраструктуры и масштабирование всех сервисов, которые сегодня есть в других регионах, как говорят в Арктике, на большой земле. Это очень важный момент.

Третий компонент – конечно, романтика! Нужны, например, хорошие художественные фильмы об Арктике. Вспомните из советского прошлого такие ленты как «Начальник Чукотки», «Два капитана», фильмы по произведениям чукотского писателя и переводчика Юрия Рытхэу. Такие фильмы пользовались популярностью. Возьмите тот же Запад, который с помощью кино создает масштабные прообразы будущего. Здесь необходимо серьезно работать: объявлять соответствующие конкурсы и выходить на госзаказ, работать с бизнесом. В этом направлении пока скромные результаты.

– Президент России Владимир Путин всегда подчеркивает стратегическую важность развития Арктики. В стране реализуется подписанная президентом Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года. Каким потенциалом Санкт-Петербург обладает, чтобы поставленные президентом задачи выполнять?

– В Санкт-Петербурге делается очень много во всех сферах, связанных с Арктикой. Но нужно найти драйвер, который консолидирует всю эту работу. Задача непростая, но сообща мы с ней справимся. Задачи, поставленные президентом, определяют, чтобы арктические регионы развивались опережающими темпами, не догоняя страну в ее развитии, а обгоняя.

Мне кажется, что для реализации поставленных президентом задач все-таки нужен отдельный управленческий орган, связанный со всем арктическим комплексом. При текущей модели как части Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики сложнее выйти на комплексное развитие. Мы, как общественники, будем ставить такой вопрос перед федеральными законодательными и исполнительными органами власти. Арктику нельзя рассматривать как нечто прикладное. В послании Федеральному собранию Российской Федерации Владимир Путин объявил о запуске пяти новых национальных проектов. И я уверен, что достойное место в перспективе займет и отдельный нацпроект, касающийся Арктики. Над этим тоже надо нам всем поработать.

– В вашей биографии Крайний Север составляет значимую часть. Что для вас Арктика сегодня?

– Арктика – часть моей души! Я специально учился, чтобы работать в Арктике: и практика там была, и по Северному морскому пути я ходил, и на зимовках был. Русский Север полюбил с первого посещения и люблю до сих пор! Там прекрасные люди и природа. Для меня Арктика – это прообраз будущего. На данный момент там можно создать показательную модель для всех пространств России.

Неправильно, если Арктическая зона России будет использоваться лишь как некая ресурсообеспечивающая часть страны. Нам необходимо наполнить Арктику жизнью, привлечь туда молодежь. Сделать так, что бы Арктика – это было круто. И в истории нашей страны есть хороший аналог – освоение целины! Вот сейчас нужно, чтобы так было и в Арктике. Именно это подразумевают задачи, поставленные президентом России. И именно над этим будет работать и Санкт-Петербург, и наше экспертное сообщество. Собираем костяк профессионалов-единомышленников, будем двигаться в этом направлении. Будем действовать!

Фото: предоставлено Комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики