Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Картины напомнили о детстве: выставку Сурикова в Русском музее посетил правнук художника Андрей Кончаловский

На ней уже побывало больше четверти миллиона человек (6+)
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Открытая в Корпусе Бенуа экспозиция так популярна, что Русскому музею пришлось продлевать часы работы. И даже во вторник – в свой традиционный выходной – не закрывать двери для посетителей. Главным гостем в этот день стал режиссер театра и кино, народный артист России Андрей Кончаловский.

Правнук прославленного живописца, осмотрев выставку, резюмировал: «Это такой колоссальный труд – все собрать в один мощнейший культурный кластер! Просто памятник надо ставить дирекции музея за их усилия и за то, что дали возможность нашему зрителю вернуться к истокам. Собственно, в этом и есть, я думаю, главная функция Русского музея – поддерживать и не терять память».

ЧАСТЬ ЖИЗНИ

Вместе с супругой – актрисой и телеведущей Юлией Высоцкой Андрей Кончаловский обошел выставочные залы. Его сопровождал заместитель генерального директора Русского музея по науке Григорий Голдовский.

Кончаловский внимательно рассмотрел акварельные рисунки. Улыбнулся и позвал супругу взглянуть на цветочную баталию, изображенную в «Сцене из римского карнавала». И не стал скрывать восхищения от мультимедийного зала.

«Как это замечательно! Это очень нужно!» – заявил он.

И лишь вопрос о любимой картине заставил его ненадолго задуматься. «Наверное, автопортрет Сурикова», – после паузы сказал он. Но потом решительно добавил: «Как можно говорить о самом сильном впечатлении? Это часть моей жизни».

Позже, комментируя этот визит, Григорий Голдовский отметил, что «для Андрея Сергеевича это была встреча с собственной семьей, со своим прошлым, поэтому она нашла в нем большой душевный отклик».

ПЕРЕДАТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

На творческой встрече, билеты на которую были распроданы за несколько часов, режиссер предупредил, что он не критик и не художник, поэтому будет говорить о Сурикове и выставке с личных позиций. «Надеюсь не разочаровать вас», – сказал он, на что зал отреагировал аплодисментами. Андрей Кончаловский признался, что картины прадеда прошли через всю его жизнь.

«Какие-то картины висели на стенах маминой и бабушкиной комнат. Я все это помню тогда еще, когда мне было 10, 11, 12 лет. И когда меня наказывали, я глядел на это», – поделился воспоминаниями режиссер.

Он убежден, что для истинного художника прежде всего важен талант, затем – умение передать свое впечатление другим. И, наконец, передать его так, чтобы другие поняли. Кончаловский рассказал, что однажды у него даже возникла дискуссия с Андреем Тарковским. Тот считал, что главное – это искренность. Он же настаивал на том, что гораздо важнее донести свои мысли до других.

ВНИМАНИЕ К ЦВЕТУ

«Конечно, я ощущаю связь с Суриковым. Было бы странно, если бы я ее не чувствовал. Я в этом жил. Даже запах скипидара и красок, чуть слышимый на выставке, напоминает мне о детстве», – признался Андрей Кончаловский.

О его предках рассказывает генеалогическое дерево, у которого всегда стоят посетители. Вчитываемся: прадед по материнской линии – Василий Суриков, дед – Петр Кончаловский, народный художник РСФСР, отец – Сергей Михалков, писатель и поэт, мать – Наталья Кончаловская, поэтесса и переводчица.

По словам Кончаловского, прадед никогда не писал на заказ. И в своих картинах самым главным считал «правду лиц», которые он искал везде.

«Однажды, – рассказал режиссер, – Суриков заприметил одного человека. Побежал за ним, проводил до дома и запомнил номер его квартиры, чтобы потом прийти и сделать эскиз».

ФИЛЬМ О ХУДОЖНИКЕ

Режиссер признается: он многому научился у своего прадеда.

«Прежде всего – это терпение. Я каждый раз думаю об огромном пласте культуры, который нужно возобновить в душе и в голове и узнать очень многое, прежде чем делать такую огромную работу, как эти большие картины. То же самое с большими фильмами. Я лично становлюсь умней, когда работаю над ними, потому что много читаю», – раскрыл он свой профессиональный секрет.

Андрей Кончаловский подтвердил, что по-прежнему вынашивает замысел фильма о Василии Сурикове.

«Я почерпнул у Сурикова его фанатизм и внимание к деталям и цвету, – добавил он. – Если посмотреть внимательно, снег на его картинах не белый, он имеет оттенки – серый, синий, зеленый, ультрамариновый. Мы не замечаем этого. А Василий Суриков – художник, он все это видел».

Фото: В. И. Суриков. Автопортрет (1915) / https://rusmuseumvrm.ru/