Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«Важно быть другом своему ребенку»: специалист-психолог Ольга Ушакова – о взаимодействии с подростками и детьми

И о работе отдела «Телефон доверия» центра «КОНТАКТ»
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Ежедневно «Телефон доверия» при центре «КОНТАКТ», специализирующийся на работе по профилактике асоциального поведения молодого поколения, ведет свою работу. С девяти утра до девяти вчера специалисты-психологи готовы оказать необходимую поддержку нуждающимся. Консультации проходят в полностью анонимном формате по телефону либо в переписке.

«Петербургский дневник» пообщался с начальником отдела «Телефон доверия» центра «КОНТАКТ» Ольгой Ушаковой и узнал обо всех возможностях, которые открывает перед жителями Петербурга данная услуга.

– Ольга, расскажите о специфике работы «Телефона доверия» центра «КОНТАКТ». Кто может обратиться за помощью?

– Основные наши цели и задачи – это оказание экстренной квалифицированной анонимной бесплатной психологической помощи по телефону несовершеннолетним и их родителям. Это наша основная целевая аудитория. Но вообще мы не отказываем в помощи никому. Оказание экстренной психологической помощи детям в кризисных ситуациях – это в том числе те случаи, когда есть угроза суицида, при выявлении случаев жестокого обращения с детьми, в разных сложных жизненных ситуациях. Наша задача – это актуализация для обратившихся за помощью ресурсов для выхода из сложившейся ситуации. Также мы работаем по информированию о помогающих службах, в которые можно обратиться за помощью в решении различных проблем.

– Насколько запросы на оказание услуг «Телефона доверия» актуальны сегодня в городе?

– Запросы на оказание психологической помощи актуальны всегда. Другое дело, что мы не наблюдаем резкого прироста обращений – в зависимости от года или от сезона. Это можно объяснить тем, что в последнее время открывается много разных телефонов доверия. В том числе для подростков, для пожилых людей и так далее. Большое количество таких служб позволяет равномерно распределить нагрузку.

Что касается нашего «Телефона доверия», то прием звонков осуществляют 3 человека (начальник и два психолога). За 2023 год в общей сложности нам поступило 3118 звонков, из них рабочих – 1216 закончились консультацией. За первый квартал 2024 года поступило 659 звонков. Из них 307 закончились консультацией.

– С какими запросами дети и подростки наиболее часто обращаются к специалистам телефона доверия?

– Люди, обращаются к нам в том случае, когда внутри них есть какой-то конфликт. Наиболее частый запрос – это межличностные конфликты, касающиеся взаимоотношений со сверстниками, с родителями. Так же частые запросы – это вопросы неразделенной любви.

– Во всех ли случаях следует обращаться за помощью к специалистам или порой можно решить проблему, поговорив с родителями?

– Дело в том, что если родитель – друг своему ребенку, то есть если он беспокоится о его чувствах, если он старается отключить свои личные эмоции и вникнуть в проблему ребенка, тогда дети сами идут на контакт с родителями для того, чтобы получить поддержку.

Но, с другой стороны, квалифицированный специалист – это квалифицированный специалист. На мой взгляд, какими бы хорошими ни были отношениями между родителями и ребенком, весьма правильным со стороны родителя будет посоветовать в том числе обратиться к специалистам. Так как специалист не заряжен эмоционально, как родитель. Когда ребенок говорит что-то о своих эмоциях и переживаниях – возможно, ужасающее для родителей, им бывает сложно остаться в состоянии спокойствия и конструктивизма. И это естественная реакция. Поэтому универсальный совет родителям: вспомните себя, когда вы были в возрасте своего ребенка. И постарайтесь отнестись к его чувствам с пониманием.

– По каким признакам можно понять, что с ребенком что-то не так и следует обратиться к специалисту?

– В первую очередь если ребенок замкнут. Если не идет на контакт. Если у него резко поменялось поведение. Например, раньше любил заниматься спортом и вдруг резко прекратил. В том числе если слишком много времени стал проводить в социальных сетях. Или же стал более раздражительным, и для этого нет объективных очевидных причин. В этих случаях точно следует обратиться к специалистам.

– Как мотивировать ребенка на контакт со специалистом, если он идет в отказ?

– Во-первых, родитель может позвонить психологу и объяснить ситуацию. Специалист поможет подобрать подход к тому, чтобы мотивировать ребенка.

Очень часто дети отвечают: «Зачем мне психолог, я же не псих. Это все бесполезно». В таких случаях можно попробовать спросить о том, как он узнал, что это бесполезно, если ни разу не пробовал.

Во-вторых, объяснить ребенку, что консультация анонимная. То есть все, что он расскажет специалисту, останется только между ними. Плюс ко всему – это профессионалы, которые обучены понимать и не будут тебя критиковать. Кроме того, ты можешь закончить разговор в тот момент, когда захочешь, если почувствуешь, что тебе это не нужно. Никто не сможет тебя заставить.

– Является ли в целом основная целевая аудитория «Телефона доверия» центра «КОНТАКТ» (дети, подростки) одним из «уязвимых» слоев общества, которым психологическая поддержка особенно важна и нужна?

– Да, на мой взгляд, дети и подростки – это одни из самых уязвимых слоев общества. Особенно это подростковый возраст. Поэтому если ты чувствуешь себя в тупике, чувствуешь некий внутренний дискомфорт, то следует обратиться к профессионалам.

– В чем конкретно уязвимость этого возраста?

– Как это ни парадоксально, мне кажется, что дети более младшего возраста менее уязвимы, чем подростки. В том числе потому, что сами родители к маленьким детям зачастую относятся с большим пониманием. Кроме того, в этом возрасте еще нет гормональной перестройки организма, которая происходит именно с подростками. Более того, именно в подростковом возрасте происходит самоидентификация как половая, так и в целом в вопросах «Кто я?», «Чем я хочу заниматься?» и так далее. Это все довольно трудно. Даже взрослому ответить на эти вопросы бывает проблематично, а для подростка, который с этими мыслями сталкивается впервые, – тем более.

– Расскажите подробнее о формате консультаций.

– В среднем, как показывает практика, консультация длится 30 минут. Это все индивидуально. Что касается количества обращений, то здесь нет никаких ограничений. На нашем «Телефоне доверия» работают квалифицированные психологи, которые придерживаются таких принципов, как анонимность, конфиденциальность, доступность и уважение к каждому позвонившему. Важно понимать, что выход из любой ситуации есть всегда. За консультацией можно обратиться по номеру телефона +7 (812) 747-13-40. Также вы можете получить психологическую помощь в чате.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»
Закрыть