Павел Новиков: «Спектакль без слов «Контора» – это призыв заняться любимым делом»
В Петербург возвращается шоу-спектакль без слов «Контора» (12+). В Выборгском дворце культуры ни один актер не скажет ни слова в течение полутора часов. О сложностях ремесла «Петербургскому дневнику» рассказал продюсер постановки, генеральный директор арт-компании «ПроЖект» Павел Новиков.
– Павел, как родилась идея такого спектакля? Может, не хотелось диалоги придумывать?
– В 2016 году я работал с большими шоу. Десять лет сотрудничал с братьями Запашными, и мы с женой задумались над тем, что бы еще такого придумать. Мы проехали по Европе, побывали на некоторых спектаклях, один понравился. Он был посвящен как раз офису. Там ребята без слов изгалялись над офисными работниками, вплетая в действие выдержки из фильмов. Подобного спектакля в России не было. И мы решили попробовать адаптировать его под российскую публику. Потом долго подбирали название, ведь слово «Офис» уже принадлежало сериалу, да и фильмов с таким названием множество. Слово «Контора» было не так узнаваемо в Интернете.
– А что смешного в офисной работе?
– Большинство людей в офисах света белого не видят. А жизнь проходит. Это некий призыв бросить скучную работу и заняться любимым делом.
– А кастинги в «Контору» как проходили? На примере «Кто кого перемолчит»?
– Вначале мы не устраивали никаких кастингов, а набрали по знакомым. Пригласили режиссера. Но картинка получилась не той, которую мы хотели видеть. Тогда мы подумали, что не будем придумывать велосипед. Знаете, как японцы, которые брали американские машины и не копировали их, а делали лучше. В итоге наш спектакль лучше на три головы, чем европейский.
– В чем разница?
– Европейские ребята не могут импровизировать. У них есть обусловленный регламент и сценарий, которому они следуют. Мы пошли другим путем. Созвали кастинг, на который пришло 70 человек, молодые ребята… Нам было важно, чтобы они могли гастролировать. Отобрали типажи, по несколько на каждый, осталось всего 15 человек, а в процессе репетиций отсеялись остальные. В итоге в спектакле играют отличные талантливые ребята. Антон Филипенко – звезда кинематографа и сериалов, Антон Лапенко, который еще никому не был известен…
А актер Михаил Ширяев посоветовал нам режиссера, который смог сделать то, что мы хотели. Так в нашей команде появился Сергей Филатов. И он сделал лучший «стеб» над офисом!
– В спектакле у вас сплошная импровизация?
– Не совсем. Сергей Филатов накинул некий скелет сценария, по которому шли всякие фрагменты – перестрелка, ужастик, драки, трюки, кунг-фу… А Максим Аль-Намес, Андрей Коробов, Паша Ботвиновский накидывали идеи, юморески. Сергей все это отшлифовывал. Постепенно в апреле 2017 года мы пришли к премьере. Однако спектакль, который мы показываем сейчас, процентов на пятьдесят не похож на изначальный! Ребята варьировали, меняли начинки в сценах – спектакль живой.
– Вашим актерам да в шоу «Импровизация» (16+) бы…
– Да, некоторые принимают участие в баттлах, импровизациях, поэтому быстро реагируют. А я им разрешаю. Они играют со светом, со звуком. Мы даже задумывались над тем, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса за самое большое количество звуков, издаваемых звукорежиссером за полтора часа. Там больше тысячи звуков!
– Вы являетесь продюсером спектакля. В чем заключается ваша работа?
– Слово такое иностранное, и у нас принято, что продюсер денег дает. Если ты дал деньги, значит ты – продюсер. В моем понимании – это еще и организатор. Это и взаимодействие с площадкой, и рекламная кампания, и даже продажа билетов!
Сейчас смотришь – в больших шоу и сериалах целый список продюсеров. Чем они все там занимаются? Для меня загадка. Помню, когда мы работали с Запашными в «Лужниках», я отвечал на площадке за всю организацию. Все было на мне! А раньше, например, еще не было электронной системы продажи билетов, чтобы отследить… И вот я просматривал каждый рекламный щит, чтобы каждый работал, был виден.
– В чем успех постановки?
– Надо создавать качественное шоу. Это не делается на раз-два-три. «Контора» раскручивалась долго и упорно. Вначале люди не понимали, куда идут и что там увидят. А когда приходили, писали отзывы… Как сарафанное радио. Можно вложить миллионы в рекламную кампанию, но если шоу не будет интересным, то и людей не будет. Каждый случай имеет разную систему раскрутки.
– А юмор, кстати, какой? Для взрослых?
– К нам приходят дети 8-9 лет и смеются громче всех. Там много узнаваемых героев – Халк, Терминатор, страшилки, которые они смотрят, вампиры, зомби... Они понимают, о чем речь. Конечно, есть фишки, понятные только взрослым. Но факт в том, что многие приходят по третьему или четвертому разу. Каждый раз спектакль играется по-разному.