Константин Тхостов: «Это судебное решение – тот самый «звоночек», который должны услышать все»
В России зафиксирована новая практика: суды начали выставлять счета школам, допустившим у себя травлю учеников. Если учителя не защитили ребенка, то семья должна получить компенсацию от администрации учебного заведения.
Директор лицея №369 Красносельского района, член Общественной палаты Петербурга Константин Тхостов отметил, что данный прецедент предусмотрен законодательством РФ.
«Школа – это та среда, в которой формируется личность ребенка. За безопасность этой среды отвечает директор образовательной организации: за работу классных руководителей, за формирование службы медиации, за штат психологов и социальных педагогов. Наконец, он отвечает за коммуникации с семьями учеников и профилактику таких явлений, как буллинг. У нас уже было немало происшествий, связанных с тем, что несвоевременно проявленное внимание к проблемам детей вытекало в трагедию», – напомнил Тхостов.
Государство устами президента Владимира Путина определило ребенка как главную ценность нашего общества и начало требовать от администраций школ исполнения своих должностных обязанностей, указал он.
«В данном случае мы видим, что в школе в Волгоградской области вовремя не отреагировали, не проявили принципиальности в решении проблемы конкретного ребенка. Он, судя по всему, долгое время находился под угрозой, под серьезным психологическим давлением. Вместо того, чтобы оказать своевременную помощь и прекратить эту историю раз и навсегда, руководство школы дотянуло до того, что мама пострадавшей девочки пошла и обратилась в суд. Суд вынес решение, и, я надеюсь, оно будет показательным уроком для моих волгоградских коллег», – сообщил директор лицея.
Руководству школ необходимо заниматься профилактикой буллинга, создавать безопасную среду для ребенка, потому что нет ничего ценнее, чем он и его благополучие.
«Это судебное решение – тот самый «звоночек», который должны услышать все. Люди должны понять: мы живем в правовом государстве, есть закон, а значит, его действие иногда приходится изучать и на себе. Если ответственность школы закреплена в законе, то она неизбежно наступит, – сообщил Тхостов. – Что касается нашего лицея, то мы не будем готовы платить за буллинг ученика его родителям. Потому что у нас на всех уровнях готовы предотвращать подобные проявления. Мы готовы провести «линию безопасности» вокруг каждого нашего ученика».
Для этого в школе есть педагоги-психологи, служба медиации, воспитательная команда в лице классных руководителей, замдиректора, советники по воспитательной работе и т.д.
«Все эти люди стоят на страже безопасности каждого конкретного ученика. И мы создаем все возможности, чтобы таланты детей раскрылись в полной мере. У нас никто из детей не сталкивается с безразличием к своим проблемам. И тем более никто не даст довести дело до подобной ситуации, – говорит Тхостов. – Для губернатора Петербурга и для правительства города ребенок также является главной ценностью. Поэтому одна из задач, которые поставил Александр Беглов сразу после вступления в должность, – это ликвидация дефицита школ в нашем городе. За последние четыре года в Петербурге введено в действие 200 новых детсадов и сотня школ. То есть команда губернатора полностью ликвидировала ранее существовавший дефицит мест в садах и школах. Она создала уникальные условия, чтобы у детей были все возможности для раскрытия их талантов. А мы, работники образования, должны стоять на страже безопасности детей как наших главных горожан».
Напомним, на днях суд в Волгоградской области взыскал 50 тысяч рублей со школы в качестве компенсации морального вреда за страдания ученицы начальных классов. Как рассказали в пресс-службе судов Волгоградской области, в суд обратилась жительница города Михайловка, чьей дочери непросто пришлось в школе. Женщина указала, что ее дочь обучалась в начальных классах. Девочка подвергалась травле, моральным и физическим издевательствам, неоднократно была доведена до слез группой одноклассников, что унизило ее честь и достоинство. Эта ситуация осталась без должного внимания со стороны учителя. О происходящем не были уведомлены школьный психолог, социальный педагог, замдиректора по учебно-воспитательной работе и директор.
Учитель, несмотря на конфликтную ситуацию, не только не предпринимала попыток к ее разрешению, но и оставляла учащихся без должного надзора. В результате травли ребенок долгое время находился в подавленном состоянии, испытывал моральные и душевные страдания. Тогда мама девочки обратилась в прокуратуру. И лишь когда в школу пришли люди с «корочками», в учителях «проснулись педагоги» и начали бороться с травлей. По итогам проверки приказом директора школы виновные лица привлечены к ответственности. Однако мать девочки обратилась в суд с требованием о взыскании в пользу ее ребенка компенсации морального вреда.
Суд пришел к выводу об обоснованности требований истца. Администрация школы была обязана организовать дело так, чтобы ученикам не пришлось плакать. Решением Михайловского райсуда Волгоградской области в пользу несовершеннолетней со школы взыскана компенсация морального вреда в размере 50 тысяч рублей. Волгоградский областной суд оставил решение в силе. Как пояснила глава комиссии Ассоциации юристов России Ирина Фаст, компенсацию школа будет выплачивать из своего бюджета. «Бюджет школы на 90 процентов состоит из государственных денег», – сообщила она.
Получается, что за проказы школьных хулиганов и недосмотр учителей из своего кармана заплатят российские налогоплательщики. Но иного выхода нет. Случившийся прецедент в идеале должен подтолкнуть и директоров, и весь преподавательский состав внимательнее относиться к любым конфликтным ситуациям в школе. По мнению Ирины Фаст, размер компенсации трудно назвать справедливым – с учетом всех последствий для психики ребенка, которые, скорее всего, останутся у него на всю взрослую жизнь.