• Марина Бойцова

В Центральной баклаборатории Городского противотуберкулезного диспансера рассказали, как ищут «великую обезьяну»

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Туберкулез называют «великой обезьяной» за его способность маскироваться под другие болезни. В Санкт-Петербурге поисками возбудителя чахотки занимаются в единственной, но очень мощной центральной бактериологической лаборатории туберкулезной службы города.

Центральная баклаборатория Городского противотуберкулезного диспансера обслуживает все медицинские организации города и проводит полный перечень микробиологических и молекулярно-генетических исследований при диагностике и лечении туберкулеза. Журналистов пустили туда, где не просто находят палочку Коха, но тщательно идентифицируют, составляют ее «родословную» и находят оптимальные методы ее уничтожения.

Найти и обезвредить

Современная диагностика туберкулеза основывается на выявлении возбудителя. Поэтому главная задача специалистов, работающих в баклаборатории, – выявление микобактерии туберкулеза. Абсолютно все медучреждения как специализированной противотуберкулезной, так и обычной сети здравоохранения привозят сюда все материалы для исследования.

Объем очень большой – в год здесь выполняется около 130 тысяч исследований материалов, в результате чего существенно повышается уровень верификации (подтверждения) диагноза.

«В целом по стране уровень верификации туберкулеза, то есть когда диагноз подтвержден обнаружением микобактерии, в среднем составляет 50 процентов. Мы в Санкт-Петербурге шагнули далеко вперед. В 2023 году у нас верифицировано 83 процента новых случаев заболевания. Это серьезное достижение и большая работа», – рассказывает главный врач Городского противотуберкулезного диспансера, главный внештатный фтизиатр города Александр Пантелеев.

В баклаборатории есть несколько очень важных подразделений. В каждом из них квалифицированные лаборанты ищут, изучают и выращивают палочку Коха сразу несколькими методами.

Самым старым и надежным методом является простая микроскопия, и баклаборатории удалось увидеть коварного возбудителя через окуляр микроскопа. Рядом проводятся молекулярно-генетические исследования методом ПЦР – это очень быстрый и точный метод выявления ДНК микобактерий туберкулеза, выявление ее свойств для того, чтобы быстро и правильно начать лечение. И третий способ – бактериологические методики, когда специалисты высевают микобактерии туберкулеза. Культивирование микобактерий туберкулеза производится на плотных и в жидких питательных средах с применением автоматизированной системы учета роста микроорганизмов.

А «британские ученые» и не знали

Из одной пробирки с биологическим материалом пациента проводится весь комплекс исследований, что позволяет с абсолютной достоверностью не только поставить диагноз и увидеть врага в полной «красе», но и подобрать оптимальные именно для каждого случая методики лечения, то есть именно те антибиотики, которые будет эффективны в данном конкретном случае.

«Результаты посева очень достоверны, но длительны. Настоящим прорывом в диагностике стали ПЦР-исследования. Всего за один день можно безошибочно выявить возбудитель и начать терапию правильно», – уточняют специалисты.

Александр Пантелеев объясняет, для чего нужны столь масштабные исследования.

«Туберкулез – это старая «великая обезьяна», которая может быть похожей на любые заболевания. При этом во многих странах диагноз «туберкулез» ставится на основании клинико-рентгенологической картины, то есть когда изменения видны уже на рентогенограмме или есть клинические проявления. Это в корне неверно. Под маской туберкулеза могут быть и опухолевые, и воспалительные заболевания, поэтому основой является бактериологическая или молекулярно-генетическая верификация, то есть обнаружение возбудителя», – уточняет главный фтизиатр.

Он развенчивает появившиеся в СМИ «громкие» публикации о якобы открытии «британских ученых», открывших методику выявления бессимптомного туберкулеза.

«Никакой сенсации нет. Зарубежные специалисты просто перешли на методику, которая является рутинной на протяжении десятилетий в нашей стране еще со времен СССР. За рубежом туберкулез выявляется только по симптомам, а у нас десятки лет существует профилактическая флюорография, то есть выявление заболевания на бессимптомной стадии. И этим наша страна славится, так как более половины случаев туберкулеза выявляется на максимально ранних стадиях. И британские ученые ничего нового не сделали – они просто перешли на то, что у нас практикуется десятилетиями», – говорит Александр Пантелеев.

Исторический минимум

В Санкт-Петербурге сейчас достигнут исторический минимум заболевания туберкулезом – 17,7 случая на 100 тысяч населения. Новых случаев за прошлый год всего 992 – это меньше, чем в 2022 году. Среди детей диагноз имеют 50 человек, причем в подавляющем большинстве это малые формы, то есть коварная болезнь выявлена на ранней стадии.

«Количество больных уменьшается. Таким образом, у нас есть возможность переключиться с лечения на профилактику, а ее можно проводить только комплексно. Необходим единый централизованный подход к профилактике и лечению, так как существующий до сих пор районный, децентрализованный принцип не позволяет проводить полностью весь комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий, работать с контактными больными. Больные становятся заложниками районной службы, а единая система позволяет оказывать пациенту помощь, в том числе лекарственную, по месту реального проживания. Мы остались последним децентрализованным субъектом в стране, где сохранилась такая система», – убежден главный фтизиатр города.