Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Николай Стариков: «Введение заградительных пошлин на импорт российского зерна – чисто символический шаг»

Политолог – о новых ограничениях ЕС в отношении импорта зерна из РФ
Фото: коллаж «Петербургского дневника»

Повышение тарифов Еврокомиссией на зерновые продукты из России и Белоруссии усугубит ситуацию с мировым продовольствием, заявила спикер МИД России Мария Захарова. Как считает политолог Николай Стариков, Евросоюз продолжает демонстрировать всему миру, что его политика не меняется.

«Я думаю, введение заградительных пошлин на импорт российского зерна – чисто символический шаг. Запад, и в частности Евросоюз, продолжает демонстрировать самому себе, своим избирателям, Украине и всему остальному миру, что его политика не меняется. Что они продолжают разрывать хозяйственные связи с Россией, а значит, в обозримом будущем взаимное экономическое сотрудничество восстанавливаться не будет», – указал аналитик.

Дело в том, что Евросоюз импортирует очень немного нашего зерна, говорит Стариков.

«Поэтому какого-то фатального значения для экономики самой Европы это иметь не будет. Скорее всего, Брюссель купит зерно по той же цене, но у каких-то других производителей. Ну, возможно, купит его чуть дороже, из-за усложнения логистики, – считает политолог. – Но и для России это также не будет иметь негативных последствий, потому что, как и в случае с нефтепродуктами, мы просто продадим не купленное Европой зерно другим потребителям. Именно поэтому мы и говорим, что этот шаг имеет символическое значение».

Стариков напомнил, что, по данным Минсельхоза, общий урожай зерна в России по итогам 2023 года составил 147 млн тонн, и значительная его часть пойдет на экспорт.

«Дело не только в зерне, но и в путях его транспортировки из нашей страны. Тут можно вспомнить историю становления Российской империи и те проблемы, которые нам всю дорогу пытались создавать наши враги. Исторически основной путь транспортировки нашего зерна – черноморский: из портов юга России, через Черное море и далее через Турцию, пролив Босфор и Дарданеллы и т. д. – напомнил Стариков. – Сегодня в акватории Черного моря происходит наращивание присутствия морских беспилотников, а также натовского подводно-надводного флота под видом «украинского». Все это прямая угроза экспорту российского зерна».

Конечно, отметил он, можно вывезти зерно через порты Дальнего Востока, но логистика при этом становится буквально «золотой».

«Также можно вывозить наше зерно из портов Северо-Запада страны, но это тоже получается логистически недешево. Поэтому еще с царских времен Россия вывозила свой хлеб на экспорт через Черное море, и у нас до сих пор вся логистика настроена именно на этот путь транспортировки. Сейчас он находится под вполне определенной угрозой, – указал Стариков. – Поэтому, когда президент Владимир Путин говорит «Одесса – это русский город», то в этом есть не только историческая справедливость и одна из задач СВО. В этом есть и простая экономическая целесообразность. Для спокойной российской торговли Черное море должно находиться под контролем российского флота. А значит, Одесса должна вновь стать русским городом».

Напомним, спикер МИД РФ Мария Захарова задалась вопросом, как новые ограничительные меры ЕС «будут способствовать продовольственной безопасности в мире».

«Они лишь усугубят и без того доведенную Западом до абсурда ситуацию с продовольствием в мире», – заключила Захарова. По данным Financial Times, в 2023-м ЕС импортировал из России рекордные 4 млн тонн зерновых и масличных культур, а также их производных. Это составляет около 1% от общего потребления этих товаров странами ЕС.

Ранее та же FT писала, что пошлины на импорт зерна из России и Белоруссии составят 95 евро за тонну, а на семена масличных культур и продукты их переработки – 50%. Собеседники издания отметили, что эти меры приведут к росту цен «как минимум на 50%» и сведут спрос к нулю. Обсуждение вопроса идет на фоне продолжающихся в ЕС протестов фермеров.

По мнению аналитиков, для России ЕС не считается значимым рынком сбыта. Общий объем экспорта основных зерновых агрокультур из нашей страны в 2023-м составил более 66 млн тонн, и общая доля ЕС в нашем экспорте незначительна. Большая часть российского зерна идет в Турцию, Египет, Иран и другие восточные страны. Такая же ситуация и с поставками масличных продуктов. При этом в российском Союзе экспортеров зерна сильно сомневаются, что поставки зерновых в ЕС были в 2023-м на уровне 4 млн тонн.

Предложение Еврокомиссии ввести тарифы на ввоз в страны ЕС российского и белорусского зерна стало одним из «больных» вопросов на последнем саммите союза. По мнению европейских аналитиков, главная идея в том, чтобы принудительно снизить количество зерна на рынке ЕС. И тем самым вынудить европейцев покупать украинское зерно, несмотря на нарастающие протесты фермеров и призывы «подумать о потребителях».