Яндекс.Метрика
  • Михаил Григорьев

Наталья Никуличева: «Радуюсь, когда удается направить сложных подростков на нормальный путь»

Победитель конкурса «Город в лицах» в номинации «Детский тренер» ведет занятия по дзюдо в Центре физкультуры, спорта и здоровья Красногвардейского района. Она рассказала «Петербургскому дневнику» о том, насколько важно воспитание характера у юных спортсменов и почему она считает самым важным предметом в школе физкультуру
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

– Наталья Алексеевна, как вы сами пришли в дзюдо?

– Это получилось, можно сказать, случайно. Вообще, я хотела заниматься конным спортом, но не прошла конкурс. В финале выбрали девочку, которая весила меньше, чем я. Тогда в Ленинграде почти все дети стремились заниматься спортом, я стала искать себе секцию. Прочитала объявление о наборе девочек в дзюдо. Там тоже был конкурс, надо было сделать десять подтягиваний. Я подтягиваться не умела, мне дали две недели, чтобы подготовилась. Научилась подтягиваться, и меня приняли в секцию. Это было в спортивном клубе «Факел» на Гаванской улице на Васильевском острове.

– Получается, что вы – из первого поколения дзюдоисток в нашем городе. Как сложилась ваша жизнь в спорте?

– Я занимала второе место в первенстве СССР среди девушек, стала мастером спорта по дзюдо. Тренером работать не планировала, но так сложилось, что, когда еще была молодой спортсменкой, стала проводить занятия. Тогда для этого не требовался диплом о высшем образовании, достаточно было иметь звание мастера спорта. Затем окончила Институт имени Лесгафта, и работаю детским тренером уже больше 25 лет.

– Вопрос каждому детскому тренеру: вы чувствуете себя в большей степени педагогом или спортивным наставником?

– Считаю, что надо чувствовать детей, видеть в них личность. Надо любить детей, хотя это звучит банально. Важно общаться с каждым, как с личностью. Дети это чувствуют, они в наше время очень чувствительные.

– Как вы набираете детей для занятий дзюдо? Ходите по школам?

– Детей к нам приводят родители. Мы принимаем всех, у кого нет ограничений по здоровью. У нас не специализированная спортивная школа, а Центр физкультуры, спорта и здоровья. Я тренирую детей от пяти лет и до 18, веду четыре группы в двух разных залах, в общей сложности чуть больше ста мальчиков и девочек. Хотя я работаю в массовом спорте, мои дети всегда пробиваются, показывают результаты. Тех, кто проявляет способности, я рекомендую тренерам, которые готовят ребят к спорту высших достижений. Например, на днях три мальчика от меня перешли в КШВСМ (Комплексная школа высшего спортивного мастерства. – Ред.).

– В дзюдо, как во всех единоборствах, важны характер, жажда побеждать. Трудно воспитать у юного спортсмена бойцовские качества?

– Без характера в дзюдо ничего нельзя добиться. Но характер воспитывается. Можно нарастить мышечную массу, поставить технику и воспитать борца.

– У девочек труднее развить спортивное честолюбие?

– Девочки бывают разные. Одни – «не тронь меня», а другие – «вперед на танке». Мальчики тоже разные. Я еще и спортивный психолог по образованию, поэтому скажу – характер надо воспитывать в первую очередь.

– Многие воспитанники отсеиваются в ходе занятий?

– Я никого не выгоняю. У нас занимаются много детей из неблагополучных семей. Например, замечу, что кто-то курит, если отчислю из группы – будет только хуже.

– И что вы делаете с такими учениками?

– Разговариваю по душам. Когда кто-нибудь хочет бросить спорт, то снижаю нагрузки, даю время подумать. Дети очень разные – одни занимаются для себя, других родители приводят почти насильно, многие занимаются за компанию с друзьями.

– Многие ваши коллеги жалуются, что дети нового поколения приходят в секции с большими проблемами.

– Почти у всех детей лишний вес, у многих плохое зрение из-за того, что все время с гаджетами, смартфонами. Считаю, что в этом виноваты родители. Почему-то взрослые начинают заниматься своим здоровьем – фитнес, бассейн, бег, велосипед, а о детях забывают. Во что превратились уроки физкультуры в школах? Учителя боятся, что кто-нибудь получит травму, и вообще не дают нагрузок. А ведь физкультура, по моему мнению, – это самый важный предмет в школе. Многие другие предметы могут в жизни не пригодиться, а физкультура – это здоровье, оно нужно человеку всегда.

– В какие моменты вы можете сами себе признаться, что не зря работаете детским тренером?

– Радуюсь, когда удается что-то сделать со сложными ребятами, чтобы они пошли в жизни по нормальному пути. Несколько учеников стали тренерами. Много моих воспитанников служат в армии, ФСБ, полиции. Приезжают ко мне, благодарят. Вообще, мы с детства стремимся воспитывать патриотизм. Ребятам это интересно – помню, устраивали для них поездки на полигон, где их катали на танке, они были в восторге. Надо больше работать в этом направлении.