Лицо эпохи рубежа веков: чем интересна выставка Анны Голубкиной
В Русском музее открылась персональная выставка первой женщины-скульптора России «Анна Голубкина. К 160-летию со дня рождения» (0+). Посетители увидят произведения выдающегося мастера, которые отражают основные этапы ее творческой деятельности.
В Русском музее творчество Анны Голубкиной представлено на основной экспозиции в Корпусе Бенуа и в двух открытых фондах скульптуры в Михайловском замке. Всего музей хранит порядка 60 работ мастера, выполненных в разных техниках.
На юбилейной выставке экспонируются наиболее характерные произведения скульптора. Одни из них не выставлялись десятки лет, другие вообще будут представлены впервые.
Посетители увидят всего пять, но зато наиболее ярких работ, в которых Анна Голубкина смогла сказать очень много. Ведь каждая из скульптур – временной срез ее творчества.
«О личности Голубкиной говорит тематика ее работ. По ним можно узнать, какими материалами она работала, с кем общалась, как воспринимала действительность и передавала ее в образах. Эта выставка – дань памяти выдающемуся скульптору, которая стала лицом эпохи рубежа веков», – говорит ведущий научный сотрудник отдела скульптуры Русского музея Марина Стекольникова.
Ростки символизма
Жизнь «первой женщины-скульптора» России, как принято говорить про Анну Голубкину, нельзя назвать легкой. Родилась она в старинном городе Зарайске, пятой из семи детей. Воспитывал ее после смерти отца дед-старообрядец, который сам себя выкупил из крепостной зависимости.
Рисовать и лепить Анна любила с детства. Но поехать учиться из-за более чем скромного достатка в семье смогла только в 25 лет.
Зато она хорошо знала цену труду, помогала бедным, сочувствовала революционерам и даже подвергалась аресту. Сама Анна была настолько нетребовательна к быту, что ее жилье, по отзывам знакомых скульптора, напоминало келью схимника. А еще она никогда не принимала подарков.
Художница Нина Хлебникова вспоминала, как однажды она принесла Голубкиной на именины монографию о Микеланджело. «Я подарков не принимаю. Все, что вы видите в этой комнате, куплено на мои деньги», – отрезала та. Но, увидев название, буквально впилась в книгу и долго изучала ее. Потом, поблагодарив за подарок, вернула его обратно.
Здесь, в Москве, тоскуя о доме, Голубкина призналась: «В каждой лужице, в каждой кочке, в каждой веточке я вижу образы». И создала одну из первых своих работ – мистическую группу «Кочка» о пропавших без вести людях или детях, умерших некрещенными и являющихся в человеческом облике. Позировали для этой работы ее племянницы.
«Это ранняя работа Голубкиной, которая уходит своими корнями в народные предания. Но уже в ней мы можем увидеть ростки символизма», – поясняет Марина Стекольникова.
Ученица Родена
Училась Анна в Классе изящных искусств архитектора Анатолия Гунста. Впечатленный ее незаурядным талантом, он принял девушку без вступительных экзаменов и даже освободил от платы за обучение. Будучи уже признанным скульптором, Голубкина в знак благодарности и глубокого уважения вылепила его портрет и подарила своему первому наставнику. На выставке эта работа, выполненная в свободной импрессионистической манере с тщательно проработанными портретными чертами, представлена впервые.
Затем было Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Около года Голубкина провела в стенах петербургской Академии художеств. А потом творческая неудовлетворенность и жажда самостоятельности привели Анну в Париж.
Там, хоть и не с первой попытки, она становится ученицей прославленного Огюста Родена, осваивает технику работы в мраморе. Одна из скульптур того времени – «Женская голова» представлена на выставке. «Есть в этой маске сила и мысль, а работа скульптора с материалом искусна и легка», – отзывался о ней французский писатель и историк искусства Жан-Луи Водуайе.
Тогда же она создает скульптуру «Старость», которая на выставке Весеннего салона удостаивается бронзовой медали.
Когда на следующий год Голубкина возвращается в Россию, о ней уже знают. Сам Савва Морозов заказывает ей горельеф для украшения Московского Художественного театра. Сегодня эта работа больше известна под названием «Волна» или «Пловец». Сама же Голубкина нарекла ее «Море житейское». Она считала, что это наименование наиболее точно воплощает мятежный дух эпохи и отражает творческий принцип театра Станиславского и Немировича-Данченко, которые раскрывали картину жизни как стихию.
Общение со знаменитым французским скульптором и его советы помогли Голубкиной осознать собственный путь в искусстве. Много позже она напишет Родену письмо: «Вы лучший из всех художников… Вы дали мне возможность жить и быть свободной...»
Кредо мастера
Анна Голубкина не только творила сама, участвовала в выставках, но и много преподавала. Современники вспоминали, что скульптор поражала своим трудолюбием. Она могла заниматься в мастерской по 12 часов в сутки и не выносила утверждений, что скульптура не женское занятие.
В своем трактате «Несколько слов о ремесле скульптора» Голубкина раскрывает перед своими ученикам свой богатый профессиональный опыт и советует «...все устроить для работы так, чтобы только радоваться». Затем нужно и «...себя приготовить для работы». И только потом «...постараться обдумать как следует модель: почувствовать ее движение, характер, красоту, открыть ее достоинства, а недостатки примирить в характере. Одним словом, усвоить натуру и получить к ней горячий интерес».
В своем творчестве Анна Голубкина руководствовалась идеей подвижнического служения искусству: «Нужно все забыть, все отдать». Этот совет можно считать творческим кредо мастера.
Ключи от неба
В 1927 году мастер работает над самыми известными своими произведениями – портретом Льва Толстого, который ей заказала Ясная Поляна, и «Березкой». С писателем она встречалась всего один раз, но всю жизнь вдохновлялась его творчеством и, отказавшись от документальных материалов, лепила портрет, основываясь только на своих воспоминаниях.
«Голубкина создала образ исполина мысли, не скованный чужими представлениями. Мы видим Толстого как глубокую и в то же время противоречивую личность, духовная энергия которой передана мощью импрессионистической манеры лепки», – говорит Марина Стекольникова.
«Березка» – хрупкая фигура девушки с развевающимся на ветру платьем – стала последней работой Анны Голубкиной. Она предполагала выполнить ее в дереве, но не успела. Название скульптуре дал один из посетителей мастерской, у которого возникли ассоциации с березкой и с фольклорными образами, навеянными русской народной песней «Во поле березонька стояла…».
Современные Голубкиной критики писали, что ее искусство «обрело почти портретное сходство с эпохой». А поэт Георгий Чулков, хорошо знавший скульптора, сказал, что она жила, держа в руках «ключи от неба» и «песни слушая светил».
На заметку
В честь мастера назван кратер на Венере и ролкер «Скульптор Голубкина», входивший в состав флота Черноморского морского пароходства.