Николай Мартон: «В Петербурге мне дорого все!»
Встреча с актером прошла в Александринском театре, где он служит уже более 60 лет.
– Николай Сергеевич, наше интервью начинается в гримерке театра. Именно в этой комнатке артист обретает образ, в котором потом выходит на сцену. Что для вас значит это место?
– Это моя жизнь. Оглянитесь – на стенах висят портреты великих, выдающихся, гениальных артистов. Для меня они – боги. Я пришел в театр мальчишкой. Мне было 28 лет. А я вместе с этими корифеями выходил на сцену!
Для меня было счастьем стать их партнером. Вообще, актерская профессия очень странная. Научиться быть артистом абсолютно
невозможно. В театральном институте ты получаешь общие знания, а учит тебя жизнь и эти великие артисты, если тебе, конечно, повезло служить в таком театре, где они работали. Ты их видишь, чувствуешь, понимаешь. Вот это и есть университет.
– Что такое театр? Это в первую очередь артисты, спектакли, зрители?
– Это все вместе взятое. А современный театр без режиссуры никуда, актеры сделать ничего не смогут. Когда-то, конечно, русские артисты сами ставили себе спектакли и играли, даже в Александринском театре такое было. Но сейчас все по-другому. Так что театр – это режиссура, труппа, актеры, а в конечном итоге и зритель, который к нам придет.
– Что вам сложнее сыграть – главную роль в спектакле или моноспектакле?
– Моноспектакль труднее, это каторжная работа. У меня были три такие работы. Первая – «Монологи в Царском фойе» (12+). Это 10 монологов – Шекспир, Лермонтов, Пушкин, Мольер, Достоевский… Вторая работа – «Вертинский. Русский Пьеро» (12+), это спектакль, который идет с большим успехом. И третья постановка, которую я сделал в прошлом году, – «А. С. Пушкин. Стихи и мысли» (12+).
– Вы работали и работаете со многими знаменитыми дирижерами. Расскажите, какую роль в вашей жизни они сыграли?
– У меня было много встреч с оркестрами и великими дирижерами. Например, Владислав Чернушенко (художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической капеллы, народный артист СССР – Ред.) – дорогой для меня человек. Он меня приблизил к музыке. Оркестр и хор, которыми он руководит, совершенно потрясающие!
Вот уже 35 лет я дружу и работаю с ними. У нас сделаны спектакли «Иван Грозный» (6+), «Царь Иудейский» (0+), «Моцарт
и Сальери» (0+). Владимир Федосеев (дирижер и почетный профессор Московской консерватории и Санкт-Петербургской консерватории, народный артист СССР – Ред.) тоже великий дирижер, а также его Большой симфонический оркестр имени Чайковского. Я с ними сделал два проекта. А сейчас у меня работа с легендарным Валерием Гергиевым (художественный руководитель – директор Мариинского театра, генеральный директор Большого театра – Ред.). Мы с ним сделали «Ивана Грозного» и «Царя Эдипа» (6+).
– Николай Сергеевич, какие роли были сыграны на сцене Александринского театра? И вообще, сколько их?
– Более сотни! Антуан де Сент-Экзюпери, Наполеон, Неизвестный в «Маскараде» т(16+), Смерть в спектакле «Блаженная Ксения. История любви» (16+). Большие и маленькие роли – чеховские, горьковские. Шекспир! Здесь же я сыграл свою первую роль с Николаем Черкасовым в «Скупом рыцаре» (6+) из «Маленьких трагедий» Пушкина в постановке режиссера Леонида Вивьена.
Это совершенное чудо и счастье, что я служу в этом театре и в целом в этом городе. Я встретился с ним еще в XX веке. В 1957 году, когда я был студентом Киевского театрального института, мы приехали сюда на соревнования. Я впервые увидел Ленинград, мы целую неделю жили здесь и гуляли по центру города. Храмы, памятники… Именно Ленинград сделал все для того, чтобы я оказался здесь. А Леонид Вивьен пригласил меня работать в Александринском театре.
– Какой он, ваш Петербург?
– Это город, в котором – и только в нем – я хочу жить и заниматься творчеством. Я проехал более ста городов России, побывал и в 45 зарубежных городах. Видел Рим и Венецию, Париж, Нью-Йорк… Но мой город – Санкт-Петербург. В нем мне все дорого – дождь, снег, солнце, Балтийское море, архитектура, храмы, люди… Петербуржцы для меня – это
особые люди.
– Какие в Петербурге у вас места силы?
– Это, конечно, улица Зодчего Росси, дорога, по которой я хожу уже 51 год, моя любимая улица. Это набережная реки Фонтанки, которая начинается от Невы и заканчивается далеко, она пройдена мною пешком сотни раз. Памятники Пушкину, Гоголю в центре города. Рядом с моим домом находится памятник Грибоедову. Там, на Пионерской площади, есть аллея Звезд, где заложены десять именных звезд. Там есть и моя звезда. Еще одно место силы – Петергоф. Его парки, Александрия, музеи… Там дубы, которые я обожаю, которые не обхватить и к которым я могу прислонить свою голову.
– 2024 год объявлен Годом семьи. Что это значит для вас лично?
– Если семья счастлива, то это благо. Но ведь миллионы людей этого блага не имеют. Я знаю семьи, которые живут неинтересно, грубо, некрасиво. Меня Бог миловал. Первая семья у меня была счастливой. С моей женой Ларисой Павловной мы прожили 45 лет, у нас родились два сына. Жена работала со мной в театре, была помощником режиссера еще на нашем Ленинградском телевидении. Когда она ушла из жизни, я три года жил один. Конечно, сыновья были рядом.
А сейчас у меня есть еще одна семья. И тоже очень счастливая. Я женился на Наталье Ивановне, когда мне было 72 года, а ей 49 лет. Так что у нас опасная такая история (смеется). Но я пообещал ей, что мы будем жить долго.
– Расскажете про вашу книгу?
– Я горжусь тем, что у меня есть своя книга. Она называется «Мне отчаянно везло!», это мои воспоминания. Я никогда не думал, что могу что-то написать. Образование у меня так себе, таланта писать нет. Но в этой истории большую роль сыграла удивительная женщина – Татьяна Забозлаева (театральный критик, искусствовед – Ред.). Мы с ней дружны, еще в юности она обратила на меня внимание. Когда я впервые приехал в Ленинград на гастроли, она уже видела спектакли, которые мы сюда привезли, и даже писала обо мне. Мы с Татьяной познакомились. Потом меня пригласили к ней в гости и представили ее отцу, Борису Степановичу. Удивительное дело, он рассказывал мне о старинном Петербурге, о котором я читал в книгах и который пытался познать и прочувствовать.
Так вот, Татьяна подсказала, чтобы я оставлял какие-то записи, свои впечатления о театре, о ролях. И с тех пор я начал это потихонечку делать. И вот это «потихонечку» собралось
в целую книгу. Но потом ведь нужно было ее издать. И тогда мы с Татьяной обратились к профессору Александру Чепурову (театровед, доктор искусствоведения – Ред.), который тоже служит в театре.
Он, кстати, один из тех, кто ведет меня и помогает по жизни. Александр Анатольевич посмотрел материал и сказал, что это может быть интересно.
Тогда я обратился к Евгению Кирилловичу Соколинскому, знаменитому театральному критику, библиографу, который уже 40 лет работает в нашей большой Российской национальной библиотеке. Я уважаю его, он очень талантливый человек. Евгений Кириллович согласился помочь нам издать книгу. И, к слову, он же дал ей название.
– В чем для вас счастье?
– Быть здоровым. Чтобы ты был полезен и нужен в профессии, чтобы люди понимали и чувствовали твое искусство, работу, чтобы это им доставляло удовольствие, чтобы они задумывались о жизни. Счастье – это чтобы моя жена была со мной.
– А в чем секрет успеха?
– Работать, трудиться. И будет успех.
– 2024 год для вас юбилейный. О чем вы мечтаете?
– Чтобы работа, которая ведется прямо сейчас, была успешна и удачна. У этого спектакля даже названия еще нет. Но материал – переписка Екатерины II и Вольтера. Философа, писателя, просветителя и императрицы. Интереснейший материал!