Владимир Джаралла: «Эта дата всегда была особой в календаре крымчан»
70 лет назад, 19 февраля 1954-го, Президиум Верховного совета СССР принял указ «О передаче Крыма в состав Украины». Тогда это событие было рутинным, на заседании оно значилось далеко не первым пунктом. Как считает крымский политолог Владимир Джаралла, в 1950-х никто даже помыслить не мог о том, чтобы поставить под сомнение любые действия власти.
«Эта дата всегда была особой в календаре крымчан. Как показывают исторические документы и архивные материалы, само это решение Хрущева никогда не было популярным. Уже в момент передачи Крыма в состав Украины возникли определенные сложности и напряжение, связанные с национальным фактором. В частности, это была необходимость хотя бы частичного перехода на украинский язык, и перевода на него части документооборота. Все это тогда заставило киевские власти быть предельно осторожными. Причем это было в то время, когда никто даже помыслить не мог о том, чтобы поставить под сомнение какие-то действия власти», – напомнил политолог.
Позднее, когда появились воспоминания участников этого процесса и архивные документы, выяснилось, что само решение вызвало споры в руководстве Советского Союза.
«Против него выступили некоторые члены партийной верхушки. Тогдашний главред газеты «Правда» Шепилов вспоминал, что в момент, когда он вышел с заседания Политбюро, министр иностранных дел СССР Молотов заявил, что «это решение неправильное, но ради единства партии мы его поддержим». В дальнейшем пребывание украинского Крыма в составе СССР не имело особого значения. Да, в школах полуострова формально изучали украинский язык, но чаще всего его преподавание было факультативным. Регион имел статус «всесоюзной здравницы», и это само по себе закрывало многие вопросы. А для сельскохозяйственных регионов юга Украины Крым был идеальным потребителем, и их вполне устраивал статус надежных поставщиков продукции», – напомнил Джаралла.
Однако после перестройки Советский Союз затрещал по швам, и ситуация вокруг Крыма стала осложняться, говорит эксперт.
«Довольно большая часть крымчан тогда считала: пока в России происходят серьезные социальные потрясения и даже войны, пребывание полуострова в составе Украины гарантирует им некоторую стабильность и даже немного более высокий уровень жизни. Но Россия успешно прошла тяжелый период и быстро пошла вперед, в то время как Украина все больше погружалась в омут олигархических разборок. Параллельно с этим основой государственной идеологии постепенно становился украинский национализм. Те, кто правил в Киеве, видели в этом единственный способ обеспечить свою власть», – говорит аналитик.
В этих условиях для Крыма возникла уже совершенно другая перспектива, и население восприняло эти тренды весьма болезненно.
«Конечно, большинство крымчан были не готовы идти на какие-то радикальные шаги, они были уверены, что «мир важнее всего». На выборах в Крыму в 1994-м победили пророссийские силы, которые, правда, оказались совершенно несостоятельны в организационном плане. Киев этим воспользовался и отменил главное достижение Крыма – его автономный статус. Он позволял властям полуострова поддерживать минимальную самостоятельность в составе Украины», – указал Джаралла.
По его словам, Крым долгое время был одним из стабилизирующих регионов во внутриукраинской повестке.
«Все знали, что ключевая позиция Крыма – всегда за тесный союз с Россией, за русский язык как второй государственный на Украине. Поэтому перед выборами всегда было ясно, какие политические силы получат здесь поддержку, а какие не могут на нее рассчитывать в принципе. Кроме того, при Украине в Крыму в последние десятилетия существовал фактор национальной напряженности, вызванный последствиями депортации крымских татар при Сталине и их последующим возвращением на полуостров. Но по мере того как на Украине креп национализм, ситуация становилась все хуже и хуже. В Крыму шла ползучая украинизация системы образования, а реальные полномочия региона неуклонно сокращались», – сообщил эксперт.
Когда на Украине началась череда государственных переворотов, в 2005-м и 2014-м, большинству крымчан стало понятно, что ситуация для них становится катастрофической, отметил он.
«Примечательно, что примерно в те же самые февральские дни, когда Крым был передан в 1954-м в состав Украины, спустя 60 лет произошел и обратный процесс – началась та самая «крымская весна», которая и восстановила историческую справедливость. Крым был одним из последних регионов на Украине, который держался советского наследия и старался соблюдать старые ценности. Когда же терпение крымчан было исчерпано, полуостров первым покинул «тонущий корабль» Украины и с радостью вернулся в родную российскую гавань. Так, общими усилиями нам все-таки удалось расхлебать последствия необдуманного решения Хрущева», – заключил Владимир Джаралла.
СПРАВКА
Считается, что инициатива передачи Крыма Украине принадлежала тогдашнему руководителю СССР Никите Хрущеву. Но никаких документов, указывающих на его персональную ответственность за это, нет. Тем не менее при тогдашнем политическом устройстве СССР ни одно действие не могло возникнуть без воли главы государства. Решение об освоении целины тоже коллегиально оформлялось, но ни у кого нет сомнений, что это дело рук Хрущева.
В этой связи часто приводят воспоминания Дмитрия Шепилова, тогдашнего главного редактора газеты «Правда», он входил в число высших должностных лиц государства. По словам Шепилова, инициативу о передаче Крыма Украине Хрущев озвучил на одном из совещаний по сельскому хозяйству – «в связи с празднованием 300-летия воссоединения Украины с Россией». «От Крыма до России далеко, Украина ближе. Легче будет вести всякие хозяйственные дела», – заявил Никита Хрущев.
Все члены Президиума и Секретариата ЦК КПСС поддержали идею. И только Вячеслав Молотов буркнул, что это «неправильное предложение, но, по-видимому, его придется принимать». Вопрос о передаче Крыма рассматривался на Президиуме ЦК 25 января 1954-года и значился там 11-м пунктом. Обсуждение длилось недолго, всего 15 минут, и предложение было принято. Но сам Верховный Совет СССР не имел полномочий решать все самостоятельно. Нужно было для начала получить формальное решение самих республик – России и Украины.
5 февраля вопрос рассмотрел Президиум Верховного Совета РСФСР, и в этот же день Совет министров республики. Оба приняли решение отдать Крым Украине и передать вопрос на утверждение Президиуму ВС СССР. Украинский Президиум Верховного совета через неделю принял постановление о согласии принятия Крыма в состав УССР.
19 февраля собрался Президиум Верховного совета СССР, причем из 27 его членов на заседании были лишь 13 человек. Все, кто на нем был, проголосовали «за». Одобренный ранее Президиумом ЦК проект Указа был официально принят, и именно 19 февраля 1954-го считается датой передачи Крыма Украине. В печати указ был опубликован 27 февраля, с этого же дня весь документооборот в Крыму велся от лица УССР. Изменения в Конституции России и Украины, а также СССР внесли летом того же года.
При этом перекройка административных границ внутри СССР была делом заурядным. Только передача Крыма стала такой громкой, да и то спустя десятилетия, в 1990-х. При этом Севастополь вообще не входил в состав Крымской области. Как центральная база Черноморского флота, он имел федеральное подчинение. Но со стороны партийных функционеров никаких претензий по этому поводу не было, наоборот, сплошные восторги. Особенно старались руководители Украины, они выражали восхищение «великодушием русского народа». А сам народ тогда никто и не спросил.