Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

В Петербурге создали масштабный ландшафтный макет к 80‑летию освобождения Великого Новгорода от немецкой оккупации

Он помогает увидеть, каким мог бы стать этот древний русский город после возрождения из руин
Фото: предоставлено мастерской «Макетный дом»

Модель является точной репликой макета, созданного в 1946 году для иллюстрации проекта по восстановлению исторической части города, разработанного архитектором Алексеем Щусевым.

Мох, железо и вода

Исходный макет сегодня хранится в одном из московских музеев. А его реплику создали мастера петербургской мастерской «Макетный дом».

«На работу у нас ушло два с половиной месяца, – рассказывает руководитель коллектива Кирилл Яковлев. – При этом мы постарались заодно скрупулезно воссоздать и эстетику середины 40‑х годов прошлого века, используя аутентичные материалы, которые применяли тогда макетчики. Например, мох – с его помощью изображали ландшафтную растительность».

А вот Волхов, к слову, выполнен из металла, о чем можно догадаться с большим трудом, даже пристально разглядывая макет, – на «железный поток» река никак не похожа.

С флотским приветом!

Между прочим, благодаря металлу и воде эта макетная мастерская и появилась на свет. Причем 75 лет назад! Именно тогда при Ленинградском центральном научно-исследовательском институте морского флота была основана макетная мастерская, где создавались абсолютно точные настольные двойники судов, которые должны были быть заложены на стапелях ведущих верфей страны.

Фото: предоставлено мастерской «Макетный дом»

И пусть не смущает слово «настольные», вызывающее ассоциации с игрушками. Морские «игрушки» этой мастерской были в длину около полутора метров и поражали точностью исполнения деталей не только «сухопутных» людей, но и даже самих моряков. К примеру, в свое время адмирал Военно-Морского флота Сергей Горшков даже наградил коллектив мастерской почетной грамотой.

Эта мастерская создает макеты кораблей и поныне. Скажем, не так давно здесь «спустили со стапелей» копии современных минных тральщиков, которые были построены петербургскими корабелами.

Ювелирная точность

Правда, теперь основным направлением деятельнос­ти компании являются как раз архитектурные объекты – как исторические памятники, так и современные здания. Причем выполняются они в основном из дерева: красного, а также бука, дуба, ореха и березы. Но что же общего может быть у кораблестроения и архитектуры?

Оказывается, руки мастеров. «Изделия, выполненные вручную, всегда имеют практически незаметные, но воспринимаемые интуитивно «неправильности», – с улыбкой на лице объясняет Кирилл Яковлев. – Однако именно это и дает нам ощущение гармонии. Глядя на любое произведение искусства, каждый из нас понимает, сколько вложил в него труда и любви мастер, главное – видит в изделии его руку. И, сознавая это, зритель испытывает восторг».

Сравнение макетов с произведениями искусства только на первый взгляд кажется нескромной натяжкой. К примеру, над уменьшенными копиями архитектурных объектов в мастерской трудятся не только высококлассные мастера-краснодеревщики, но и… ювелиры. Именно они создают из металла миниатюрнейшие элементы убранства: кресты на куполах, резные оградки и перила и даже оконную и дверную фурнитуру.

Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в Государственный музей истории религии, где находится модель грандиозного пятиглавого собора Святой Троицы, сохранившегося в Ульяновской области. И, кстати, работа над этой «игрушкой» заняла у мастеров-макетчиков почти год.

Фото: предоставлено мастерской «Макетный дом»

«Ручная» геология

Если же нужно создать ландшафтный макет, то к работе привлекаются еще и профессиональные скульп­торы, которые в буквальном смысле могут вылепить из полимерной глины практически любой рельеф местности.

Так, несколько лет назад мастера создали модель Ильменского озера! Причем с точным отображением Ильменского глинта – геологического памятника, представляющего собой обрыв протяженностью около 8 километ­ров и высотой до 15 метров (он считается самым протяженным обнажением геологических пород палеозойской эры на Русской равнине). Эта удивительная модель сейчас находится в экспозиции путевого дворца Александра I в деревне Коростынь (Шимский район Новгородской области).
«Иногда нам приходится работать даже с археологами, – продолжает рассказ Кирилл Яковлев. – Например, на основе их многолетних изысканий мы создали макет Рюрикова городища в Новгороде, который сейчас представлен в экспозиции музея в Новгородском кремле».

Что бы сказал Растрелли?

Примечательно, что в своей работе мастера активно применяют самые современные методики. Особенно если они касаются изготовления копий старинных шедевров. Например, впечатляющего по размерам – 5 х 5 метров – макета Смольного монастыря, созданного почти триста лет назад под присмотром самого Бартоломео Растрелли. Сейчас эта уникальная модель хранится в научно-исследовательском отделе Академии художеств и доступна только специалистам.

«Чтобы ее могли увидеть все желающие, нам поручили выполнить уменьшенную точную реплику, – рассказывает Кирилл Яковлев. – Правда, размеры макета все равно оказались немаленькими – 3,5 х 3,5 метра. При этом колокольня, которой Растрелли планировал украсить монастырь, у нас получилась высотой 173 см».
Для изготовления всех деталей макета (а их насчитывается несколько сотен) был использован 3D-принтер.

А как же ручная работа, которой так гордятся мастера? Так ведь собрать воедино весь этот гигантский «пазл» тоже надо еще суметь! Тем более что каждая деталь (даже самая крошечная) окрашена вручную.

Этот макет сегодня находится в Смольном соборе. Теперь действительно любой желающий может во всех подробностях рассмотреть, каким виделся этот архитектурный шедевр его автору – великому Растрелли.

Новгородская поэма

Здесь нельзя не вернуться к началу нашего рассказа – к макету проекта Алексея Щусева.

По замыслу архитектора, возрожденный Новгород должен был стать одновременно и музеем под открытым небом, и «витриной» достижений советской архитектуры. Причем новая застройка (стилистику которой сегодня именуют «сталинской») была деликатно и органично вписана в исторический контекст древнего города, подчеркивая памятники истории.

Щусев, кстати, планировал восстановить ведущий к кремлю через Волхов знаменитый мост почти в том же виде, каким он был до войны. Сегодня мы можем увидеть, как выглядела бы эта переправа. Причем на макете изображение объемное в отличие от старинных гравюр и довоенных снимков.
«Уникальность этого макета как раз и заключается в том, что мы имеем возможность оценить проектные решения Щусева, которые не были реализованы в полном объеме. И пусть на макете центр города хорошо узнаваем, перед нами он все‑таки предстает в ином виде – таким, каким мы его уже никогда не увидим», – резюмируют мастера.