Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Михаил Блинкин: «У России есть два варианта строительства ВСМ – быстрый и медленный»

Эксперт – о перспективах проекта новой ВСМ
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

Губернатор Петербурга Александр Беглов и его коллега из Ленобласти Александр Дрозденко приняли участие в совещании по строительству новой высокоскоростной железнодорожной магистрали между Петербургом и Москвой, проведенном президентом РФ Владимиром Путиным. Только из федерального бюджета на строительство ВСМ потребуется почти 610 млрд рублей.

Ординарный профессор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин заявил, что новые виды сообщения сразу резко увеличивают региональное развитие и это само по себе вносит серьезный вклад в повышение ВВП страны.

«Кроме того, ВСМ – это мощнейший двигатель национального машиностроения, буквально по всему спектру. Это новые вагоны и локомотивы, машины и механизмы для транспортного строительства, это металлопрокат, из которого изготавливается рельсовый путь. Китайцы рассматривают это как специфический катализатор роста национальной экономики», – считает Блинкин.

При этом ученый не стал называть примерную стоимость среднего билета на поезд ВСМ, предложив выяснить этот параметр в Минтрансе РФ.

«Этот проект уже вышел на уровень государственной политики, он одобрен президентом РФ, а значит, у государства есть свои соображения по этому поводу. Впрочем, есть и третий мотив, уже не связанный ни с прямой пассажирской окупаемостью, ни с вкладом в национальное развитие. В реализации задачи изготовления вагонного и локомотивного парка для ВСМ мы не можем опираться ни на «Сименс», ни на «Альтстоун», ни на «Бомбардье». Поэтому в этом плане мы будем опираться на китайские компании. Да, у китайцев оригинальных конструкций в этой сфере нет, все технологии у них скопированы с европейских или американских. Поэтому их мы, скорее всего, и получим. Потому что быстро изготовить те же локомотивы и вагоны для ВСМ самостоятельно Россия не сможет, это почти нереально», – сообщил аналитик.

Сейчас в России есть консенсус, что на транспортном «плече» до тысячи километров ВСМ – это самое лучшее, что сейчас есть в транспортных инновациях.

«Но до последнего времени в России не было своего «полигона», на котором могли бы учиться инженеры, проектировщики, студенты и многие другие. И новая ВСМ между Москвой и Петербургом выступит именно в качестве такого полигона», – указал Блинкин.

Напомним: ключевая идея новой железнодорожной трассы между Петербургом и Москвой – в том, что она пройдет через шесть регионов РФ и сократит время в пути между двумя столицами в 1,8 раза, до 2 часов 15 минут. По словам Владимира Путина, проект магистрали нужно детально проработать с регионами, по территории которых она пройдет. «Прошу глав субъектов максимально ответственно подойти к решению задач, связанных с проектом. Это шесть регионов – Москва, Петербург, Ленинградская, Новгородская, Тверская и Московская области. Суммарно в них проживает около 30 миллионов человек, это 20% всего населения страны», – отметил Путин.

Глава Минтранса РФ России Виталий Савельев заявил, что поезда между двумя столицами «будут ходить каждые 10-15 минут». Поставить первую партию поездов на линию ВСМ в количестве 28 единиц планируется к 2028 году. На их закупку потребуется 148 млрд рублей. Лидер РФ отметил, что серийное производство поездов для ВСМ может быть налажено на базе «Уральских локомотивов».

Губернатор Петербурга Александр Беглов заверил президента, что весь комплекс мероприятий по проектированию и строительству ВСМ в границах города полностью включен в новый Генплан Петербурга. «В рамках реализации проекта ВСМ планируется реконструкция станции Петербург-Главный, а также строительство технической станции Обухово-2 для ВСМ», – доложил губернатор города. Александр Беглов сообщил, что уже утверждены проекты планировки территорий для строительства 12 км путей под новую магистраль на участке Петербург-Главный – Обухово II, включая обе станции.

Также готовится проект размещения нового терминала ВСМ, оно учтено при зонировании территории в составе Генплана Петербурга. Изъятие земельных участков и недвижимости для нужд РФ в ходе реализации проекта ВСМ в городе учтено во всех нормативно-правовых актах. Александр Беглов сообщил президенту, что Петербург уже проработал вопросы финансового участия в проекте ВСМ и готов войти в состав концессионеров.

Горячую поддержку проекту от Ленобласти оказал и губернатор Александр Дрозденко. «Мы поддерживаем проект и уже начали его проработку. Для минимизации воздействия на окружающую среду часть магистрали в регионе планируется в эстакадном исполнении», – сообщил он. Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что столица также будет участвовать в финансировании проекта. По его словам, вокзал в Зеленограде увеличат, а на Рижском вокзале откроют дополнительный терминал.

Владимир Путин добавил, что строительство ВСМ между двумя столицами – «это только начало». В перспективе высокоскоростные поезда будут ходить в Рязань, Екатеринбург, Адлер, а также в белорусскую столицу Минск. Он отметил, что президент Белоруссии Александр Лукашенко полностью поддерживает эту идею. Напомним, в августе 2023 года президент РФ заявил, что «наступил момент для строительства ВСМ между Москвой и Петербургом».

Закрыть