Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Преобразование БДТ: эксперты рассказывают, как шла реконструкция и реставрация на двух площадках театра

Большому драматическому театру 15 февраля исполнилось 105 лет
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Сегодня спектакли идут в отреставрированном здании на набережной Фонтанки, приведена в порядок и вторая сцена БДТ, Каменоостровский театр получил этот статус в 2005 году.

Напомним, что в основном здании Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова показ спектаклей возобновили в конце 2021 года, после окончания работ по реконструкции здания. Чуть раньше, в 2012 году, завершилась реставрация Каменноостровского театра – второй сцены БДТ. Какие работы провели специалисты?

Новый занавес и живописный плафон

Основное здание БДТ было закрыто на реконструкцию с 2011 по 2014 год. За это время обновили интерьеры и отреставрировали залы. Так, основную сцену украсил новый занавес, выполненный по эскизу главного художника БДТ Эдуарда Кочергина.

«Это была достаточно сложная, кропотливая и долгая работа с материалом. Занавес состоит из нескольких фрагментов ткани, которые в дальнейшем «собирались» в единое полотно. В первую очередь нужно было найти такой материал, который смог бы служить минимум лет 30. Найти его и приобрести удалось в Голландии. Шили занавес уже у нас в Петербурге, – рассказывает Эдуард Кочергин. – Во время работы главного режиссера театра Георгия Товстоногова занавес был синим, более холодным. Во время реставрационных работ уже в наше время зал утеплили и убрали серые тона. Поэтому цвет нового занавеса подбирался с учетом обновления интерьеров. На занавесе я воссоздал эмблему театра, трансформировав изображение, выполненное в 1929 году художником Владимиром Щуко».

Специалисты также отреставрировали живописный плафон в зрительном зале, созданный в начале XX века по эскизам художника Анжело Гуджиари. Он представляет собой живописную композицию, где на голубом небе с архитектурным пейзажем изображены восемь пилястр и балюстрады, парные фигурки амуров и цветочные гирлянды. В центре плафона зал театра освещает трехъярусная хрустальная люстра.

В Большое фойе, расположенное на втором ярусе, ведет широкая парадная лестница из белого мрамора. Над ней на центральном панно «Торжество Аполлона» изображен Аполлон на колеснице в красной накидке и с лирой в правой руке. Зал Большого фойе разделен пятью арками, над тремя из которых расположена лепная балюстрада; на потолке фойе изображено голубое небо с пятью резвящимися путти. На верхней площадке лестницы, ведущей в фойе, установлен памятник Максиму Горькому, в самом фойе – бюст поэта Александра Блока.

К Большому фойе примыкают залы Музея Большого драматического театра. Над обновленной экспозицией также работал Эдуард Кочергин вместе с авторским коллективом в составе художника-дизайнера Михаила Бархина, искусствоведа Надежды Хмелевой, руководителя творческо-исследовательской части БДТ Вениамина Каплана и сотрудника творческо-исследовательской части Алёны Баскинд.

Нестандартные решения

Ремонт и реставрацию деревянного Каменноостровского театра – вторая сцена БДТ – начали проводить в 2006 году, а завершили в 2012-м. Все они проводились под наблюдением специалистов Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

Проект приспособления объекта культурного наследия федерального значения для современного использования – второй сцены БДТ – включал в себя реконструкцию, ремонт и реставрацию здания театра, а также устройство помещений, необходимых для полноценной работы современного театра на 300 мест.

Здание состоит из двух частей: существующей надземной части, которая реставрировалась, и подземной части, состоящей из двух уровней.

Деревянное здание отреставрировали и оснастили сценическим оборудованием, в том числе обустроили в нем оркестровую яму и трансформируемый зрительный зал.

Под историческим зданием театра предусмотрели устройство развитого подземного пространства, более чем вдвое превышающего габариты самого театра. Перед специалистами стояла задача: найти нестандартные геотехнические решения, позволяющие переместить все современные технологические потребности в подземное пространство.

Подземная часть выполнялась двухуровневой. В первую очередь обустроили цокольный этаж. Здесь расположили техническое оборудование сцены и зрительного зала театра. Затем сделали подземный этаж, на котором разместили гардеробы, кафе для зрителей и буфет для актеров и персонала, склады декораций и реквизита, вспомогательные и бытовые театральные помещения, технические и инженерные помещения.

Подземный этаж сообщается с историческим зданием пятью лестницами, три из которых предназначены для зрителей, а две – для персонала.

Пространство для современного театра

«На момент начала работ в этом небольшом деревянном объекте невозможно было разместить никакие современные театральные технологии, в том числе декорации и технику. Кроме того, зрители нуждались в кафе, а актеры – в буфете. Нужен был гардероб. И, конечно, помещения для декораций и реквизита», – рассказывает генеральный директор компании «ПИ «Геореконструкция», которая проектировала подземное пространство, Алексей Шашкин. – Как известно, здание деревянного театра не разобрали на дрова во время блокады Ленинграда. Поэтому наша задача была – сохранить исторический конструктив здания, в первую очередь в память о тех людях, которые не пошли на демонтаж даже в самые тяжелые времена».

По словам эксперта, здание театра нельзя было ни надстроить, ни перестроить, так как оно находится под охраной, поэтому единственным вариантом расширения площадей здания стало освоение подземного пространства под ним.

«Благодаря проделанной работе удалось обустроить помещения и разместить все необходимое оборудование. Театр оснащен современной техникой, – сказал Алексей Шашкин. – Здание деревянное, соответственно, оно должно «дышать», поэтому была сделана уникальная система, которая поддерживает тепло в нем, несмотря на конструктив из дерева».