Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Почему поэта Александра Блока называли совестью БДТ

Сегодня Большому драматическому театру исполнилось 105 лет
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Как поэт Александр Блок был связан с театром? Почему именно он стал председателем режиссерского управления, а по сути, первым художественным руководителем БДТ, рассказали в Музее-квартире Блока.

Любовь к театру прошла через всю жизнь поэта. «Умереть на сцене от разрыва сердца» – таково было желание юного Александра Блока, который еще в детстве участвовал в любительских постановках и мечтал стать актером.

В гимназические и университетские годы он становится постоянным зрителем столичных театров, в 1906 году входит в «очарованный круг» театра В. Ф. Комиссаржевской и заявляет о себе как драматург-создатель лирических драм «Балаганчик», «Король на площади» и «Незнакомка». Позже Блок написал драмы «Песня судьбы» и «Роза и крест», которые планировались к постановке в Московском художественном театре у Константина Станиславского.

«Идеальной постановкой Блок признавал только один свой спектакль – «Балаганчик». Режиссером и исполнителем роли Пьеро был Всеволод Мейерхольд. Для поэта это было выходом из лирической уединенности, возможностью показать разные стороны души современного человека», – рассказала методист по научно-просветительской деятельности музея Анна Горегина.

Премьера стала ярким событием. У одних спектакль вызвал восторг, другие его попросту освистали. Сегодня театроведы полагают, что «Балаганчик» Блока оказал огромное влияние на весь современный театр.

Все это подготовило встречу Блока с БДТ. Служа в театральном отделе Наркомпроса, по сути, формируя репертуар революционного Петрограда, он получает предложение от Марии Андреевой и Максима Горького стать председателем Директории БДТ. Они хотели, чтобы первый поэт России стал для служителей театра неким ориентиром, примером служения высокому искусству.

Блок занимался в театре подбором репертуара, разбирал с актерами пьесы, проводил репетиции, писал статьи и выступал со вступительным словом перед началом спектакля перед зрителями – красноармейцами. Он говорил о том, что основой для театра должна быть классика. Репертуар БДТ составили произведения Шиллера, Шекспира и созвучные им современные пьесы Сема Бенелли, Мережковского, Метерлинка.

Максималист и романтик, Блок считал, что театр должен воспитывать волю, делать человека человеком. С самого первого момента поэт был причастен ко всем внутренним процессам театральной жизни. Он даже порой редактировал переводы пьес, писал монологи в стихах, возводя их в ранг высокой поэзии.

«Современники вспоминали, что Блок неизменно присутствовал на всех репетициях и спектаклях. Обычно поэта видели в директорской ложе, он внимательно следил за актерами, в антрактах ждали его слова. Не случайно артисты говорили, что «Блок – это наша совесть»», – рассказала Анна Горегина.

К годовщине БДТ Блок произнес речь, в которой горячо благодарил артистов за их высокое служение театру, за возможность для зрителя «перенестись в действительность и правду искусства».

Закономерно, что последнее выступление Блока-поэта состоялось на сцене БДТ. И всенародная любовь к нему проявила себя в полной мере – билеты были раскуплены, люди стояли даже в проходах. Очевидцы вспоминали: этот человек, уже угасающий и больной, обладал такой внутренней силой, что от его слов трепет проходил по залу. Это было прощание поэта с городом.

Когда 10 августа 1921 года открытый гроб с телом Александра Блока несли на Смоленское кладбище, люди, видевшие эту печальную процессию, говорили, что поэт казался рыцарем в серебряных латах и покровом ему служил занавес БДТ.

Не случайно постановка драмы Блока «Роза и крест» к 100-летию со дня рождения поэта была осуществлена именно на сцене БДТ, а к 100-летию театра в 2019 году в холле появился памятник Александру Блоку в виде театральной маски.