Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Татьяна Федяева: «До сих пор у нас нет авторов, равных по таланту если не Бианки, то членам его литературного кружка»

Соавтор «Бианки: история одного петербургского рода» – о писателе, 130 лет со дня рождения которого исполнилось 11 февраля
Фото: из личного архива героя публикации

– У писателя Виталия Бианки была бурная биография, как у многих в те годы. И все-таки: почему вы выбрали для жизнеописания именно его?

– С 2010 по 2018 год я была главным редактором журнала «Вестник детской литературы» при Санкт-Петербургском отделении Союза писателей России. В 2012 году познакомилась с сыном Виталия Валентиновича Бианки – Виталием Витальевичем. Он был доктором биологических наук, ведущим научным сотрудником Кандалакшского орнитологического заповедника. Он дал нам интервью и рассказал о своей давней мечте – книге о трех поколениях семьи Бианки, ученых-естественников. Через три года книга была создана. Она называется «Бианки: история одного петербургского рода». В 2015 году она получила премию «Александр Невский».

– Все три поколения были учеными-естественниками?

– Да. Они жили в Петербурге с середины ХIХ века и занимались естественными науками. Это Валентин Львович Бианки, один из основателей и руководителей Зоологического музея Академии наук, его сыновья, Лев Валентинович – энтомолог и филолог, Анатолий Валентинович – метеоролог, Виталий Валентинович – классик отечественной и мировой детской литературы. Сын Льва Валентиновича – Всеволод Львович, физиолог, доктор биологических наук, а сын Виталия Валентиновича – Виталий Витальевич, орнитолог, доктор биологических наук. История семьи Бианки, представленная в книге, охватывает период с середины XIX века до наших дней. Собранные в книге жизнеописания, автобиографические заметки, биографические очерки вместе дают полное представление о малоизвестных ранее фактах истории отечественной науки и истории Петербурга. Мы не так много знали о частной жизни петербургских и ленинградских семей, принадлежавших к научной элите города, а теперь у нас есть о ней значимые свидетельства. Большинство материалов публиковалось впервые. И только с выходом в свет этой книги мы получили возможность понять, на каком мощном научном, культурном и мировоззренческом фундаменте выстраивалось творчество Виталия Бианки.

– Кем Виталий Бианки собирался стать в юности? Хотел пойти по отцовским стопам? Быть орнитологом?

– Как и отец, Виталий хотел стать ученым, орнитологом. В 1915 году он поступил на естественное отделение Петроградского факультета, но, проучившись год, был призван в армию. Мечта Виталия Валентиновича о научной деятельности так и не сбылась, наверное, к счастью для миллионов его читателей. Но два видения и понимания жизни – научное и поэтическое – всегда гармонично сосуществовали в его творчестве. Искусство по скорости познания он сравнивал со стремительно мчащейся электричкой метро, а науку – с трамваем, медленно ползущим по земле. Видимо, поэтому – из-за способности искусства проникать в неведомые науке глубины живой жизни и осуществлять синтез научного и поэтического – он и отдал предпочтение художественному творчеству.

– Откуда у него возник интерес к футболу? Какое место спорт занимал в его жизни?

– Виталий Бианки, как пишет его друг, писатель Алексей Ливеровский, мог сделать великолепную футбольную карьеру, его популярность как футболиста была велика. Он действительно был игрок высочайшего класса. С 1913 по 1916 год Виталий играл за клуб «Унитас», который располагался в Коломягах на теперешнем стадионе «Спартак». Он активно участвовал в спортивной жизни Петербурга. Увлечение спортом – теннисом, фигурным катанием, футболом – было по тогдашним временам совершенно новой, элитарной стороной жизни, объектом пристального внимания молодежи Серебряного века. Редкий поэт начала века не посвятил, например, футболу хотя бы одно стихотворение. О футболе писали выпускники Тенишевского училища Осип Мандельштам и Владимир Набоков, обэриут Николай Заболоцкий, о футболе упоминали в своих стихах Николай Гумилев, Валерий Брюсов, Саша Черный. Прекрасным футболистом был Михаил Булгаков.

Дочь Бианки Елена писала, что интерес к футболу отец сохранил на всю жизнь. Ходил на матчи, благо стадион был рядом – только Тучков мост перейти… Потом, когда в 1950-х годах появился телевизор, всегда смотрел матчи.

 Почему Бианки примкнул к эсерам? Какие у него на самом деле были политические взгляды?

– Осенью 1916 года, на втором курсе университета, Виталия Бианки мобилизуют и направляют в Артиллерийское училище. В мае 1917 года он записался в партию эсеров. Из показаний Бианки в ОГПУ от 1925 года мы узнаем, что он в феврале 1917 года участвовал в свержении царской власти, затем был избран своей частью в Совет солдатских и рабочих депутатов. Работал в комиссии по охране художественных памятников Царского Села. С 1918 года Бианки активного участия в работе партии не принимал. Затем уехал с семьей в Томск, а оттуда – в Бийск. Он полностью освободился от болезни «политикой» за годы скитаний по стране, приобретя собственный опыт «хождения по мукам» в это беспокойное время. Крайне усложнившаяся политическая ситуация приняла для него тупиковый характер. Чтобы избежать мобилизации, в Бийске жил под чужой фамилией Белянин.

– Бианки пережил многочисленные аресты, был на волосок от смерти, и спасало его только вмешательство Максима Горького.

– Смерть Ленина в 1924 году вызвала мощную волну политизации жизни в стране, вновь начались аресты неблагонадежных лиц. 5 декабря 1925 года Виталий Бианки был арестован. Ему, как сообщает его брат Анатолий Валентинович, инкриминировали принадлежность к партии социалистов-революционеров, которых тогда преследовали независимо от их деятельности. Елена Витальевна пишет в очерке об отце: «Вспоминаю слова отца, что нет в Ленинграде и Москве тюрьмы, где бы он не бывал». Приговор о тюремном заключении заменили на высылку в Уральск, где писатель провел два года.

Потом, благодаря хлопотам друзей и родственников, срок ссылки Виталию Бианки был сокращен. В 1928 году его освободили от официального надзора, но он оставался еще в «в минусе», то есть не было разрешения вернуться в Ленинград. Писатель выбрал в качестве временного места жительства максимально близкий к Ленинграду разрешенный для проживания город – Великий Новгород, где прожил с 1928 по 1929 год.

 Как сформировалась у него тяга именно к детской литературе?

– Сам он писал об этом так: «Ребенок отлично чувствует свое родство не только с млекопитающими, но и со всеми животными, и с растениями, и даже с неодушевленными предметами, и в особенности – с Землей». Бианки всегда обращался к космосу детского мировосприятия, считая взрослого «Иваном-непомнящим своего родства с природой». Кроме того, детская литература стала для него, как для многих советских писателей, некой формой «внутренней эмиграции» от идеологического прессинга советского общества. В своих детских произведениях он имел возможность не «выдумывать правду», а писать естественно и достоверно о том, что он знал и что казалось ему важным – о мире природы, довольно безлюдном в его сочинениях. Справедливости ради нужно добавить, что в конце жизни Виталий Валентинович очень хотел написать для взрослых, но по многим причинам не смог изменить тематику своих произведений. Так рассказывал его сын.

– Вклад Виталия Бианки в русскую литературу огромен, однако в городе ничего не названо в его честь.

– Дар Бианки как писателя уникален, и до сих пор у нас нет авторов, равных по таланту ни Виталию Валентиновичу, ни его ученикам, членам знаменитого бианковского кружка. Нине Павловой, Николаю Сладкову, Алексею Ливеровскому, Сергею Сахарнову. До сих пор в Петербурге не увековечена память о них так, как необходимо. Единственное, что сделано в этом направлении, – это мемориальная доска на доме 58 на 3-й линии В. О., где проживал писатель. Наследники семьи Бианки и в настоящее время хранят обстановку квартиры писателя, архив, библиотеку и издания его книг и готовы предоставить семейные реликвии и архивные материалы для создания музея.