Татьяна Черниговская: «Когда мозг занимается сложной работой, он становится лучше»
Директор Института когнитивных исследований СПбГУ, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, академик РАО, один из главных российских специалистов в вопросах нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская называет Университет своим домом. В преддверии 300-летия своей альма-матер Татьяна Владимировна рассказала о своих студенческих годах, традициях и современных студентах.
– Татьяна Владимировна, как вы впервые оказались в Санкт-Петербургском университете?
– Подозреваю, что это было еще в школе, классе в девятом. Я тогда собиралась стать искусствоведом и ходила заниматься в Университет на кафедру истории искусств. Год, наверное, ходила, может быть, больше – и это было замечательное время. А потом почему-то передумала. Господь милосерден, и сейчас, когда я столько лет занимаюсь совершенно другими вещами, у меня огромный интерес к искусству в связи с работой мозга. Более того, я считаю, что искусство – это ключ к пониманию того, как работает наш мозг.
– А как бы вы описали тот дух, который царил в Университете в годы вашего студенчества, сегодняшним студентам?
– На самом деле это был классический Петербург и классический университет. Сейчас мы идем по этому феноменальному коридору в здании Двенадцати коллегий и смотрим на портреты знаменитых людей, выдающихся универсантов. А когда-то эти люди тоже ходили по этому коридору! Они были уже очень пожилыми, естественно, но они были, понимаете?
Нам преподавали люди, которые окончили университет, возможно, еще в XIX веке. Это были старцы, так сказать, с соответствующей манерой поведения: они иначе ходили, иначе сидели, иначе говорили. Такой речи уже не услышать... Это не значит, что тогда было хорошо, а теперь плохо. Вовсе нет, но то, что разница есть, это просто факт. Я всегда чувствовала, что здесь нахожусь в высокоинтеллектуальной среде с высокими традициями. Санкт-Петербургский государственный университет – это, можно сказать, святое место. Для нас это не просто здание, и это не просто название. Это особый мир. Университет точно так же, как музеи, архивы, театры, – это лучшее, что человечество создало за свою историю.
– Какие студенческие традиции остались у вас в памяти?
– Мы были студенты... А студенты во все времена одинаковые – прогульщики (смеется – прим. Ред). Правда, мы много ходили после кофе или пива в букинистический магазин. Нельзя было туда не пойти! Смешно говорить, но книги, которые сегодня стоят совершенно запредельных денег, тогда стоили копейки: старые словари, античные авторы за 12 копеек.
– Татьяна Владимировна, что отличает универсантов от студентов других высших учебных заведений?
– Я заканчивала филологический факультет Университета, английское отделение, и вот кто учился со мной в одной группе. Один – русский и американский профессор, крупнейший в мире специалист по Набокову, другая наша одногруппница – крупнейший специалист по экономике и политике Центральной Азии. Я специалист по работе мозга. Вот как могло получиться так, что люди, которые вместе учили готский язык, сдавали древнеанглийский и поэтику Шелли, занимаются совершенно разными вещами?
Как могло качнуть в сторону мозга и когнитивных вещей, как вышло со мной, или в сторону экономики Центральной Азии? Эта дама, к слову, заведует огромным отделом в Москве и в МГИМО преподает. Вот это и есть старейший университет страны – Санкт-Петербургский государственный университет! Это мой ответ вам. Университет дает общее воспитание, благодаря обучению здесь, ты становишься избранным. Это интеллектуальная элита, уж хорошая или плохая, покажет время.
Тебя так учили и так воспитывали, что ты можешь найти себя в самых разных областях. Возможно, в далеких от того, что написано в дипломе. У меня в дипломе, например, написано: германская филология, учитель английского языка. Я никогда в жизни этого не делала! Но университетское образование столько мне дало! Он потому и называется университет – от универсальности. В наше время было модно ходить на другие факультеты.
Я ходила слушать профессора-физика Никиту Алексеевича Толстого, мы ходили на биологический факультет и узнавали про физиологию позвоночных. Не потому что нужно, а потому что интересно! Ведь мир не делится на химию, физику и филологию. И сегодня в СПбГУ нет этого деления, а есть единый Университет!
– Современные студенты – какими вы их видите? Что их отличает от предыдущих поколений?
– Мы перешли в другой тип цивилизации – это факт, нравится нам это или не нравится. Это произошло из-за общей и стремительной цифровизации, легкого доступа к информации, которая не равна знанию, а это очень важно, ведь интернет набит чем угодно. Из-за такой простоты поиска ответов на вопросы у детей и студентов создается ложное впечатление, что это всегда с ними и ничего особенно знать и не надо, ведь информация всегда лежит у него кармане. Это огромная беда – интеллектуальная лень, а может, даже интеллектуальный разврат. Мы думать больше не будем? Я против того, чтобы облегчать студентам, аспирантам, докторантам и профессорам наук жизнь. Ее надо усложнять, потому что тогда человек будет развиваться. Скажу вам как профессионал: когда мозг занимается сложной работой, он становится лучше.
– На прямой линии с президентом Владимиром Путиным появился его собственный дипфейк. Молодой человек представился студентом Санкт-Петербургского университета, некоторых даже напугал такой продвинутый молодой человек... А вас?
– Нет, меня не напугал такой продвинутый студент. Меня напугало другое: отсутствие этики поведения, непонимание того, с чем мы имеем дело, когда мы говорим об искусственном интеллекте высокого полета. Недаром сейчас так много говорят об этике искусственного интеллекта. Я вхожу в бюро совета по методологии и философии искусственного интеллекта при президиуме Академии наук и в курсе тех дискуссий, которые на эту тему ведутся. Есть мировые комиссии по биоэтике, нейроэтике, а с искусственным интеллектом что делать? Я сама присутствовала на нескольких очень серьезных форумах, где вставал вопрос о доверии искусственному интеллекту. Он нам не врет? Мы должны себя защитить. Мы должны понимать, как нам себя вести, что допустимо, а что нет. Должны понимать, где фейк, а где правда. Это те вопросы, ответы на которые нам нужно будет найти уже в ближайшее время.
– Татьяна Владимировна, Санкт-Петербургский университет для вас – что это?
– Это дом родной, я не могу представить, где бы еще я могла учиться и работать. Да, после Университета я ушла в Академию наук и очень много лет проработала в академическом институте, но это не был уход в сторону. У меня никогда не было ощущения, что я куда-то далеко ушла из СПбГУ. Не сразу, но довольно быстро Людмила Вербицкая потихоньку вернула меня в эти родные стены. Так я оказалась в числе профессоров Санкт-Петербургского университета. Она моя учительница, ей было невозможно отказать...
В год 300-летия Санкт-Петербургского университета я хотела бы, чтобы университет оставался живым. Он уже не станет таким, каким был в XVIII и XIX веках, но он и должен меняться. Однако мне хотелось бы, чтобы он не превратился в цифрового монстра. Университет – это уникальное сообщество, где должны быть живые люди, которые помнят и дорожат традициями и считают своей миссией эти традиции сохранить.