Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Как Петербург развивает свою промышленность

Особенно это заметно в метро и на улицах. Горожане получают современный транспорт, а город – рабочие места и налоги
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Петербург – один из немногих городов, показавший в последние два года промышленный рост. Так, на 10 процентов вырос объем промышленного производства и на 11 – обрабатывающего.

Традиционные для Петербурга отрасли – транспортное машиностроение, химия, фармацевтика и электроника – развиваются, во-первых, благодаря хорошей научной и образовательной базе, во-вторых, – с помощью тех условий, которые создает для них город. Об этом рассказал вице-губернатор Кирилл Поляков.

Кластеры, акселераторы, особые экономические зоны

Сегодня в Петербурге работают 870 крупных и средних предприятий, но немалую ставку администрация города сделала и на микропредприятия, рассчитывая, что с их помощью годовые бюджеты Петербурга достигнут заданной губернатором планки в полтора триллиона рублей. Город запустил масштабный инвестпроект, предоставляя предприятиям инвестиции объемом до 250 миллионов рублей и земельные участки для постройки предприятий.

А председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Кирилл Соловейчик рассказал, как городу помогает федеральный центр: в частности, Министерство экономического развития и торговли выделило Петербургу компенсацию за формирование особой экономической зоны в размере 338 миллионов, а в этом году город рассчитывает получить 2 миллиарда и создать еще две зоны в Шушарах и на Парнасе. Напомним, в ОЭЗ в Каменке действуют даже специальные таможенные законы, поскольку немало продукции оттуда идет на экспорт.

География экспорта в последние годы перестроилась, уточнил Соловейчик. Интерес к петербургским информационным технологиям проявили марокканцы, к фармацевтике – во Вьетнаме, к общему машиностроению – в Казахстане и к продовольственной безопасности – в Абу-Даби.

Флагман транспортной реформы

Основная задача на нынешнем этапе – укрепление технологического суверенитета, отметил Поляков. И лучше всего у Петербурга это получается в нише транспортного машиностроения. И метро, и трамваи производятся у нас же. С их помощью город успешно реализует транспортную реформу, став в какой-то степени флагманом: с Петербурга теперь берут пример другие города.

Продолжаются закупки новых автобусов: очередная партия в 500 машин поступит в город весной, чтобы выйти на улицы летом. В метро, вдобавок к 1900 эксплуатируемым вагонам, закупят еще 900 вагонов. И что самое приятное, сделают их в Петербурге – а значит, город получит и технику, и рабочие места, и налоги. Кстати, по тому же принципу город реализовал реформу такси, мягко вытеснив с рынка московские компании и оставив петербургские, но так, чтобы не изменились ни ценник, ни время ожидания.

Высший пилотаж реформы – это когда ее не заметили, резюмировал глава Комитета по транспорту Валентин Енокаев. И горнопроходческие щиты для строительства тоннелей тоже теперь не закупают в Германии, а делают на Обуховском заводе.

Петербуржцам нравятся новые поезда метро, и претензия к ним только одна: нет сквозного прохода из вагона в вагон. Увы, никаких изменений тут ждать не стоит. Как рассказал вице-губернатор, «сквозные» поезда московского «Метровагонмаша» невозможно использовать на станциях закрытого типа: двери не будут совпадать.
Еще один московский опыт в Петербурге не торопятся брать на вооружение – это электробусы с быстрой зарядкой. В Москве техника получает заряд днем, на остановках. А для Северной столицы оптимальным оказался режим ночной зарядки в парках, тем более что он помогает выровнять энергобаланс: ночной объем потребления электроэнергии отличается от дневного в меньшую сторону, что не так вредно для сетей. Год назад по Петербургу ездили 12 электробусов, сейчас их уже 26.

Реформа продолжается, важной ее частью становятся тактовые электрички, которые ходят с периодичностью раз в 10-15 минут, поэтому их уже прозвали наземным метро. В этом году запустят еще два направления в черте города.

Уже к маю должна после ремонта открыться «Чернышевская», а в марте – экстренно закрытая «Сенная площадь». Валентин Енокаев рассказал, что работы по укреплению внезапно просевших ступенек ведутся интенсивно, но сложностей добавляет тот факт, что под самими ступеньками имеются пустоты. С другой стороны, это особенность только станции «Сенная площадь», поэтому за другие вестибюли такого же типа, например, «Василеостровскую», можно не волноваться.

Транспортная реформа, и в особенности платная парковка, уменьшила пробки на улицах, но еще больше, считают в комитете, с ними помогут справиться новые светофорные режимы. Сейчас прорабатывается новая КСОДД – комплексная схема организации дорожного движения, следствием чего, возможно, станут новые односторонние режимы и новые светофорные схемы.