Яндекс.Метрика
  • Иван Свиридов

Дмитрий Чернейко: «Мы можем направить на переподготовку»

Председатель Комитета по труду и занятости населения Петербурга рассказал о самых востребованных специальностях
Фото: предоставлено Комитетом по труду и занятости Санкт-Петербурга

Безработица в Петербурге – самая низкая в стране, на уровне 1,5-1,7 процента. Об этом сообщил губернатор Александр Беглов на встрече с президентом Владимиром Путиным. Какие сотрудники наиболее востребованы на предприятиях города, рассказал председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко.

– Дмитрий Семенович, как изменилась ситуация на рынке труда за последний год? Какие тенденции появились?

– На мой взгляд, логичнее говорить не просто о последнем годе, а, скорее, о двух годах, потому что именно за это время на рынке труда произошли радикальные изменения. Раньше наблюдался дефицит высококвалифицированных кадров – это перманентная проблема, она была даже в периоды кризисов. Но такого, чтобы рабочих рук не хватало по всему спектру специальностей и отраслей, ранее не было. Здесь нужно понять, в чем причины сложившейся ситуации. Если копнуть поглубже, то у нас есть целый ряд предприятий-лидеров, которые активно участвовали в программе «Производительность труда» и являются образцово-показательными.

У них ситуация с кадрами гораздо лучше, чем в целом по экономике. Бывает, они берут совсем молодого, «зеленого», специалиста, и он не выдерживает общего ритма работы промышленного предприятия. Поэтому по таким вакансиям у них бывает текучка, а по основному персоналу нет. Почему же у этих предприятий нет дефицита кадров, по крайней мере системного? Потому что высокая производительность позволяет платить хорошие зарплаты, там улучшаются условия труда, предприятия развиваются, и перспективы у работников хорошие, и с персоналом там постоянно работают.

К сожалению, за последние 30 лет сформировалась привычка относиться к работникам как к чему-то вторичному. Но сейчас развитие пошло в очень многих сферах, открываются новые рабочие места, и сразу же у нас «стало некому работать».

Менять подходы сложно, поэтому многие работают с персоналом по-старому. Вот увеличилось число заказов в два раза, значит, нужно в два раза увеличить и количество работников. Условия труда менять? Да зачем – люди и так продолжат работать. Зарплату повышать? Тоже не нужно.
По многим очень перспективным направлениям промышленности до сих пор предлагаются зарплаты 40-50 тысяч рублей в месяц. В современных реалиях такая зарплата просто неконкурентоспособна, учитывая требования к квалификации работников, которых ищут на эти вакансии. Начинаем разбирать проблемы какого-то предприятия, и выясняется: люди им действительно нужны, но текучка кадров там почти под сто процентов! Спрашиваю: «А вы что-то для людей делаете, предпринимаете какие-то меры, чтобы их удержать? ДМС, дополнительные программы обучения, бесплатное питание, медобслуживание, подвозки-развозки и так далее?» Казалось бы, это мелочи. Но именно без них образуется постоянный дефицит персонала.

– Есть ли сегодня резерв расширения миграционного потока из таких стран, как Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и т. д.?

– Всерьез этого резерва уже практически нет, он почти исчерпан. В странах, на которые мы привыкли рассчитывать, больше нет свободных работников.

Например, в том же Узбекистане развивается своя экономика, не идеально, но все же она идет вперед, и многие местные работники предпочитают оставаться дома. Уже нельзя сказать, что большое количество людей не могут приехать на работу в Россию из Средней Азии из-за каких-то пограничных формальностей. По нашим данным, сейчас оттуда больше просто некому ехать.

– В каких конкретно отраслях в Петербурге есть дефицит работников?

– Мы определяем потребность в персонале по вакансиям на портале «Работа России». Если вакансия опубликована, значит, она существует, если нет, значит, ее не существует. 52 тысячи вакансий – это официальная потребность в работниках.

Из сфер: промышленность, транспорт, сфера услуг и многие другие. Год назад потребность была почти вдвое меньше. Вообще, когда мы произносим слово «дефицит», это очень условное понятие.

Многие предприятия заявляют потребность в работниках «про запас», за это же отвечать не надо, и они ничем не рискуют. Но если начинаешь разбираться, то выясняется, что даже официально работающие на предприятии люди хронически недозагружены.

Например, знаменитая тема про сварщиков. Мы на практике выяснили, что на некоторых крупных предприятиях сварщики загружены только половину рабочего времени в году. Все остальное время им платят как по «простою». И никакого обмена сварщиками между крупными структурами тоже нет. Увы, у нас все привыкли жить «как при бабушке», никто ничего не хочет менять. Производительность труда нужно в любом случае повышать.

– Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о проекте «Производительность труда», который курирует комитет.

– Здесь у нас два направления, о которых я уже говорил. Первое – это все, что связано с «бережливым производством», которое внедряется на предприятиях под руководством экспертов Регионального центра компетенций (оператор нацпроекта в Петербурге). Вторая позиция – это обучение сотрудников технологиям повышения производительности, чтобы они могли в дальнейшем внедрять улучшения самостоятельно. Сегодня в нашем проекте уже более 250 предприятий города, с ними проведена большая работа. А в этом году к нему присоединятся еще более полусотни предприятий. Те проекты, которые уже реализованы, не стыдно показать. Есть просто потрясающие примеры, когда за 4 месяца сотрудничества с нашими специалистами выработка на предприятиях выросла в четыре раза. А в среднем предприятия-участники на потоках, где внедрены улучшения, увеличили выпуск продукции на 45 процентов.

Причем это реальный рост производства, а не просто «кто-то начал какие-то бумажки быстрее перекладывать». Важно и то, что уровень производства в некоторых компаниях был повышен без дополнительных инвестиций.

В приоритетном порядке участники нацпроекта могут также входить в программы обучения и повышения квалификации сотрудников, которые финансируются городом. Также они могут получать поддержку от Фонда развития промышленности. Если предприятие вошло в программу «Производительность труда», то оно может получать от этого фонда кредитные средства под 1% годовых.

Это очень хороший стимул для производителей. В целом у Петербурга сегодня есть целый спектр мер поддержки для крупного, среднего и малого бизнеса. При этом в приоритетные для развития города сферы входят радиоэлектроника, станкостроение, энергетическое машиностроение, судостроение и другие важнейшие отрасли.

– Что необходимо сегодня иметь человеку, чтобы его взяли на хорошо оплачиваемую работу?

– Для этого кандидат должен обладать тем, что нужно работодателю, в крайнем случае добирать какие-то знания. Если человек испытывает трудности с трудоустройством или уже нашел работу, но хочет совершенствоваться, то мы его можем направить на переподготовку по нескольким программам. Например, в рамках федерального нацпроекта «Демография», в котором один курс может стоить до 60 тысяч рублей, а то и больше, в зависимости от специальности. В целом в нашем списке на переподготовку более 300 востребованных сегодня специальностей, в том числе и тех, обладатели которых могут открыть собственный бизнес или стать самозанятыми.

Если человек не хочет работать по найму, надо быть к этому готовым, сегодня в Петербурге есть десятки стартапов. Можно даже стать суперблогером – не вопрос, только это требует немалых усилий, а также обширных знаний в некоторых областях и дополнительных навыков, которые можно приобрести.

– Расскажите о карьерных мероприятиях, которые проводит Комитет по труду и занятости населения.

– Всего за 2023 год было проведено свыше 600 карьерных мероприятий – это и ярмарки, и открытые отборы, и дни карьеры в вузах. Посетили их свыше 45 тысяч человек.

Их задача – чтобы люди, которые туда приходят, нашли своего работодателя или свое дело, а работодатели могли пообщаться с мотивированными соискателями.

Мы заранее ведем большую подготовительную работу и с предприятиями, и с потенциальными работниками, чтобы это была не некая «случайная встреча». Для этого мы организуем специализированные мероприятия, например по «оборонке». И там у нас конверсия получается очень хорошая – до 20% заявок со стороны предприятий мы закрываем с помощью людей, которые приходят на эти мероприятия. Это высокий показатель. И за последние два года он серьезно вырос. Впрочем, нам еще есть куда развиваться.

Этот год мы откроем восьмым Санкт-Петербургским международным форумом труда. Он пройдет 20-22 февраля. Там будут и индийцы, и китайцы, и вьетнамцы, а также представители стран СНГ, ШОС, БРИКС. Будем обсуждать как конкретные изменения в сфере труда, занятости, миграции, так и более глобальные вещи.

– Потерял ли что-то рынок труда города от ухода западных партнеров?

– Я не думаю, что в плане развития рынка труда мы реально что-то потеряли. Да, есть вопросы по некоторым узким направлениям, отдельному программному обеспечению, которое было отключено, ушел ряд компаний. Но в целом экономика адаптировалась.

У нас идет массовое обновление программных продуктов, появляются новые технологии. Сегодня мы в состоянии сами создать любой программный продукт. Да, это занимает время и требует квалифицированных людей, но это в принципе абсолютно реально. Успешно развивается промышленность, оборонные предприятия. В некоторых секторах требования к компетенциям персонала несколько изменились в связи с ситуацией, но для этого как раз и существуют программы переподготовки.

– Ваши прогнозы на 2024 год. Каким он будет для рынка труда Петербурга? Какие тренды из 2023-го получат продолжение и развитие?

– Думаю, в 2024-м будут продолжены главные тренды минувшего года. В городе продолжится максимальная легализация всех трудовых отношений и отношений найма.

Также будет постепенно решаться проблема нехватки работников как за счет простых решений типа программ обучения и поиска дополнительного персонала, так и за счет решений сложных вроде инвестиций в трудосберегающие технологии.

Думаю, именно это станет у нас мейнстримом, причем не только в 2024-м, но и на ближайшие лет десять. Ведь благодаря тому, что сейчас на рынке дефицит кадров, вложения бизнеса и промышленности в эту сферу будут максимальными по всему спектру экономики.

ФАКТЫ:
4 млн петербуржцев платят налог на доходы физических лиц.
10 700 петербуржцев имеют официальный статус безработных.
52 000 вакансий открыто на различных петербургских предприятиях.