Алексей Синицкий: «Разрешив торговлю алкоголем в аэропортах, власти могут ввести более тщательный контроль пассажиров»
В зонах внутренних вылетов аэропортов РФ планируется временно, до 30 июня 2026 года, разрешить продажу алкоголя. Речь идет о торговых точках и магазинах duty free в залах ожидания, а также о зонах выдачи багажа. Такой законопроект правительства Госдума рассмотрит в марте.
По мнению авиаэксперта, главного редактора журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексея Синицкого, новый законопроект может повлечь за собой введение целого комплекса мер в аэропортах.
«Для меня очевидно, что при помощи этого закона правительству хочется собрать с пассажиров побольше денег. Да, магазины duty free уже давно несут убытки, но вопрос их поддержки можно решать разными путями, и власти, похоже, выбрали самый очевидный из них. Что касается потенциального роста «пьяных» инцидентов в аэропортах, то в этом плане последствия неочевидны: одни люди нормально пьют алкоголь, без публичных последствий, а другие – нет. Как правило, первых в наших воздушных гаванях намного больше, чем вторых. При этом есть целый ряд людей, которые просто боятся летать и глушат свой страх при помощи алкоголя. Этот момент тоже нужно учитывать при рассмотрении закона», – указал эксперт.
По словам Синицкого, магазины duty free также способны сами выработать какие-то меры повышения собственной прибыли, не прибегая к помощи правительства РФ.
«На мой взгляд, здесь власти сами могут создать потенциальную проблему в аэропортах, а потом сами же начнут ее решать. Это называется «одной глупостью лечить другую». В данном случае иностранный опыт не слишком поможет: есть довольно много стран, где продажа алкоголя строго запрещена даже вблизи аэропорта. А в других государствах, наоборот, спиртное продают в любых зонах воздушных гаваней, и тем не менее особых проблем из-за этого не возникает. Возможно, все дело в национальном менталитете», – считает Синицкий.
Редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» допускает, что параллельно с разрешением на торговлю алкоголем власти могут ввести более тщательный контроль пассажиров при проходе на посадку в самолет.
«Но это тоже очень тонкий вопрос. Потому что, по закону, допустить или не допустить человека к полету может только авиакомпания. А громкие инциденты возникают тогда, когда человек уже, что называется, «набрался алкоголем до бровей» и не может нормально зайти в самолет и адекватно там себя вести. Но, к сожалению, пока что система в аэропортах устроена таким образом, что пьяного человека проще «пропихнуть» по всей технологической цепочке и запихать в самолет – как говорится, от греха подальше, – чем снимать его с рейса. Именно отсюда и появляется такое количество авиадебоширов на наших лайнерах. Казалось бы, сотрудники авиакомпаний должны служить «последним рубежом» авиационной безопасности, который ни один дебошир не должен преодолеть. Но на деле выходит ровно наоборот», – говорит Синицкий.
По мнению аналитика, здесь нет легкого и очевидного решения проблемы.
«Чтобы обезопасить рейсы от нетрезвых пассажиров, необходимо перераспределить полномочия внутри служб аэропорта. Чтобы, с одной стороны, обеспечить безопасность всех пассажиров рейсов, с другой – сделать все строго по закону. Ведь сегодня у пассажира нет никакого договора с аэропортом: он купил билет и у него есть договор только с авиакомпанией. А если пассажира остановили до полета ввиду его неадекватности, то сразу возникает вопрос: кто несет ответственность за то, что он не полетел, куда нужно? Это будут либо расходы авиакомпании, но тогда они должны ставить при проходе пассажиров на рейс своих сотрудников безопасности. А если это ответственность аэропортов и наземных служб, то они должны компенсировать авиаторам убытки по искам тех пассажиров, которых не пустили в самолет из-за подозрения в неадекватности. Так что простого решения этой проблемы нет».
По мнению Синицкого, вроде бы очевидный шаг со стороны государства на самом деле подразумевает целый комплекс мер как в области аэропортовой безопасности, так и в сфере наложения дополнительной ответственности на пассажиров. Поэтому для начала властям необходимо запустить продажу алкоголя на внутренних рейсах в тестовом режиме, и только в случае позитивных результатов делать эту практику постоянной, считает он.
Напомним, Госдума вскоре рассмотрит правительственный законопроект, согласно которому, станет возможна розничная продажа алкоголя в магазинах беспошлинной торговли duty free, в залах ожидания вылетов внутренних рейсов аэропортов России. Иностранная алкогольная продукция в таких магазинах будет помечена специальными федеральными марками, которые подтверждают легальность их оборота в стране.
Меру предлагается ввести до 30 июня 2026 года. Изменения внесут в закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта». В пояснительной записке к закону говорится, что аэропорты и магазины duty free понесли серьезные убытки в пандемию коронавируса, и ситуация в дальнейшем только усложнилась из-за геополитической обстановки. Поэтому требуется поддержка для операторов аэропортов и магазинов duty free.
Согласно пояснительной записке, с 2019-го по март 2023-го количество магазинов беспошлинной торговли сократилось на 20%. А объем розничной продажи алкогольной продукции с 2019 года по 2022-й уменьшился с 1,12 миллиона декалитров до 406,1 тысячи декалитров, что составляет 64%. В записке прогнозируется дополнительная выручка в размере почти 9 миллиардов рублей из расчета пассажиропотока на уровне 2022 года – 77,7 миллиона человек. В прошлом году средний чек на одного пассажира внутренних рейсов составлял 349 рублей, в случае реализации идеи ожидается, что он вырастет на 33%.