Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

В чем измеряется ценность альпинистских значков: петербургский альпинист Дмитрий Пулинец собрал внушительную коллекцию

Несмотря на свои весьма скромные размеры, эти знаки отличия могут рассказать об истории страны гораздо больше, чем иной учебник
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Уже не одно десятилетие петербургский альпинист Дмитрий Пулинец (имеющий, к примеру, за покорение всех семитысячников на территории бывшего Союза высший титул – «Снежный барс») собирает эти свидетельства неудержимой тяги к высоте. Сейчас в его коллекции несколько тысяч значков. И многие из них поистине уникальны.

ИЗЫСКАННЫЕ ШТУЧКИ

А еще они очень красивы. Когда владелец всего этого великолепия разложил перед нами на столе лишь крохотную часть своего собрания (значки хранятся в небольших планшетках с прозрачными крышками, где каждый раритет закреплен в отдельной ячейке), у нас буквально разбежались глаза.

Вот уж действительно: если альпинизм – это определенный стиль жизни, то альпинистские значки можно назвать эталоном стиля в фалеристике (направление в коллекционировании, где предмет для собирательства – нагрудные значки).

Любопытно, что некоторые значки были выпущены к каким-либо важным событиям. Например, в 1958 году молодой московский альпинист Игорь Ерохин напрямую обратился к командующему Военно-воздушными силами страны с неожиданным предложением: в мире неспокойно, и вам, летчикам, надо научиться забрасывать грузы в горные районы. В то время такие учения действительно еще никто и нигде не проводил. И командующий согласился! Ерохин подготовил экспедицию, разработал маршрут и выбрал высоко в горах место для базового альпинистского лагеря, куда летчики – без всяких тогда вертолетов – закидывали контейнеры весом по одной тонне. Во всех смыслах уникальная операция! И не менее уникальный значок, посвященный ей.

СЛЕД ТОГО, ЧЕГО НЕ БЫЛО

Иногда же стремление к чествованию с помощью фалеристики имело неожиданный финал. Скажем, в конце 1950-х годов китайцы попросили руководство СССР поделиться опытом в сфере высокогорных восхождений.

В Союзе к этому отнеслись с полным пониманием, и наши альпинисты отправились в Поднебесную, где обучали специально подобранных китайских товарищей азам и тонкостям своего искусства. И даже вместе с ними покорили два семитысячника на территории Китая. Все прошло успешно, и наших ребят в Китае стали воспринимать чуть ли не как местных национальных героев.

«После этого в руководстве обеих стран возникла идея о совместной экспедиции уже на Эверест, – рассказывает Дмитрий Пулинец. – Все для этого было готово, но из-за резко возникших политических разногласий восхождение пришлось отменить. А значок в честь несостоявшегося события, однако, успели выпустить. Причем и у нас, и в Китае. У меня в коллекции есть оба таких раритета».

ИНТЕРЕСНАЯ ТЕМА

Сам коллекционер признается, что решение о том, чему он отныне будет посвящать все свое свободное время и силы, принял почти случайно. А произошло это еще в советское время, когда висевший в квартире на стене вымпел с прикрепленными к нему альпинистскими наградами отца (Юрий Пулинец – известный ленинградский альпинист), куда Дмитрий добавлял уже свои заслуженные спортивные трофеи, оказался переполненным.

«Я снял вымпел, стал рассортировывать значки, вспоминать о том, с чем они связаны, и понял, что подобные артефакты могут служить летописью отечественного альпинизма, – говорит Пулинец. – И тут же возник вопрос: а какие значки еще существуют? Ну и началось».

Будущий владелец самой крупной в стране альпинистской коллекции значков стал активно посещать пятачок у Черной речки, где в то время собирались фалеристы (позже этот импровизированный клуб по интересам переместился в ДК имени Цюрупы на Обводном канале). Ну и, конечно, в общении с единомышленниками-альпинистами появилась новая тема для обсуждений, которым с развитием Интернета перестали препятствовать даже государственные границы.

САМЫЕ ДОРОГИЕ

К слову, о летописи. Упоминание о ней абсолютно справедливо, поскольку некоторые значки в коллекции Дмитрия имеют немалую историческую ценность. Как, например, выпущенный в 1895 году знак Русского туристского общества. По сути, это было первое в России «удостоверение» для альпинистов.

А вот после революции подобное свидетельство появилось только в 1929 году, когда было создано Общество пролетарского туризма, поскольку восхождения в горы тогда считались экскурсиями.

Кстати, о ценности – на этот раз материальной. Альпинистская фалеристика – увлечение не из дешевых. К примеру, на одном из интернет-аукционов лот из трех медалей, принадлежавших выдающемуся советскому альпинисту Станиславу Ганецкому, был продан за 270 тысяч рублей.

Но при этом, как признается Дмитрий, лично для него самым дорогим экспонатом в коллекции является… собственный значок «Альпинист СССР», которым его наградили, когда ему было всего 15 лет. Это был первый спортивный трофей. И весьма солидный.

«Этот знак вне зависимости от ступени (а их было две) в советское время считался очень почетным, даже среди людей, к альпинизму отношения не имевших, – подчеркивает коллекционер. – Поэтому маститые альпинисты вместо всех наград предпочитали именно его носить на пиджаках. Я тоже всегда носил свой «Альпинист СССР».

А вот другая, не менее любимая и ценная личная спортивная награда – значок за восхождение на пик Коммунизма (7495 метров) – не сохранилась: ее сняли с лацкана пиджака Дмитрия в толпе.

НЕБО КАК АРГУМЕНТ

Слова о том, что подобное коллекционирование занимает все свободное время, тоже сказаны не просто так. И дело не только в постоянном мониторинге того, что происходит в сфере фалеристики: Дмитрий занимается еще и исследованиями, связанными с «биографиями» его «подопечных».

Не так давно в коллекции появился значок 1940 года «За рекордное альпинистское восхождение». Но какое именно? И кому он был вручен? Точно сказать сейчас никто не может. Есть пока лишь две версии. Согласно одной из них, этот значок был выпущен в честь восхождения на Северном Кавказе двух команд ленинградских альпинистов, синхронно поднявшихся с двух сторон на Ушбу.

«Лично мне эта версия в данное время кажется наиболее приемлемой, – с улыбкой отмечает Дмитрий. – Почему? А потому, что изображенное на значке небо над горами имеет нехарактерный для Северного Кавказа бледно-синий оттенок. Так выглядит только питерское небо. А если серьезно, то в те годы в Ленинграде в производстве эмали для подобной продукции использовалась специальная глина, которую здесь добывали только на одном из карьеров в области. И она по цвету как раз имела точно такой оттенок».

«Этот раздел коллекционирования – совершенно особенный. Но дело не только во внешнем виде самих значков, чему всегда уделялось особое внимание. Во-первых, сам вид спорта, которому они посвящены, – удел немногих. А во-вторых, некоторые значки выпускались небольшими тиражами в честь выдающихся событий, которые порой выходили за рамки самого альпинизма», – рассказал Дмитрий Пулинец.

Дмитрий Пулинец покорил самые высокие вершины, расположенные на территории бывшего СССР.

В Ленинграде несколько предприятий, в том числе Монетный двор в Петропавловской крепости, выпускали альпинистские нагрудные знаки. Именно там была, к примеру, изготовлена медаль в честь первой советской экспедиции на Эверест в 1982 году.

4000 альпинистских значков сейчас в коллекции петербуржца Дмитрия Пулинца. Собрание продолжает пополняться.