Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Николай Каплин: «Мы создали место, наполненное любовью к авиации»

В Петербурге открылась школа для будущих пилотов
Фото: Анастасия Бирюкова / «Петербургский дневник»

Действующий пилот гражданской авиации Николай Каплин полтора года назад вместе с товарищем создал стартап – летную школу для детей «Юный Авиатор». Это уникальный образовательный проект, который работает только в Екатеринбурге и Петербурге и помогает мальчикам и девочкам попробовать себя в роли пилотов, диспетчеров и бортпровдников с самого юного возраста. В беседе с «Петербургским дневником» директор школы рассказал, как кабина списанного самолета превратилась в тренажер и как вместе с командой он тренируют будущих летчиков.

– Николай, как появилась школа, в которой будущих пилотов растят буквально с детства?

– Это наша вторая школа: первая успешно работает в Екатеринбурге. Когда мы были маленькими детьми, мы все мечтали быть ближе к небу. Но это всегда было очень далеко, сложно... Я сам окончил Ульяновский институт гражданской авиации, стал профессиональным пилотом, затем летал на разных легкомоторных самолетах. И однажды пришла мысль: сделать для детей такую школу, в которую мы будем привлекать пилотов, авиационных специалистов, где ребята из первых уст будут узнавать о полётах, а само пространство будет максимально выполнено в авиационном стиле. Так и появилась летная школа «Юный авиатор». В Санкт-Петербурге в ДК Кирова мы открылись в декабре прошлого года, сейчас как раз открыт набор новых участников.

– Чем ваша школа отличается от других авиакружков?

– Набор у нас идет с 8 лет. Есть младшая, средняя и взрослая группы. Занятия не академические – без оценок, сегрегации детей по каким-либо признакам. У нас комфортное авиационное пространство, и мы хотим, чтобы каждый ребенок чувствовал себя счастливым и рос в приятной атмосфере рядом со своими единомышленниками. Это место, наполненное любовью к авиации, а преподаватели с удовольствием рассказывают детям о своей профессии. Конечно же, на каждом занятии ребята тренируют качества, необходимые для летчиков, и летают на тренажере в кабине настоящего самолета. А еще у нас проходят профориентационные экскурсии для классов и школьников, а также в нашей школе можно отметить день рождения.

– А как вы создаете аутентичную атмосферу настоящего полета?

– Максимальная авиационная обстановка создается за счет того, что мы стараемся не использовать макеты. Например, стол, за которым мы сидим, – это закрылок от самолета Ан-26. Как он у нас появился? Есть списанные самолеты, которые уже никому не нужны, и многие запчасти от них сдают на металл. Мы такое не приветствуем и стараемся максимальное количество оборудования спасти. Так, кресла, на которых мы сидим, это кресла от самолета Ту-204. А еще здесь находится настоящая кабина самолета Як-40, который много лет перевозил пассажиров, и когда он был списан, его хотели сдать на металл, а нам удалось спасти кабину. Мы привезли ее из Красноярска: ждали пять месяцев, чтобы получить разрешение на вывоз с аэродрома. Она была в ужасном состоянии: без штурвала, стекол. За два месяца своими силами мы доработали и теперь это полноценный авиатренажёр.

Фото: Анастасия Бирюкова / «Петербургский дневник»

– Как проходят занятия на тренажере?

– Он моделирует полет легкомоторного и любого другого самолета, который мы поставим в симуляторе, там можно выбирать разные маршруты и оттачивать с детьми и взрослыми разные полетные задания.

 Что еще ждет ребят?

– Все начинается с теории. Мы берем интересную тему и разбираем ее. Поскольку многие ребята еще не изучают физику, мы простыми словами объясняем разные темы: от основ аэродинамики, объясняющих, почему летает самолет, до более узких: что такое закрылок, разговариваем про топливную систему воздушного судна. Все занятия, лекции проходят в так называемом учебном центре.

Клубная жизнь – это не только занятия, а еще встречи с лётчиками-героями, интересными приглашёнными гостями из мира авиации, а также клубные выездные мероприятия на аэродромы и в музеи.

– Что еще есть в школе?

– Зона профессионального отбора. Здесь мы с ребятами регулярно делаем физические упражнения: тренируем вестибулярный аппарат, координацию и внимание. Вот, например, таблица Шульте, тренирующая быструю реакцию и внимание. Цифры, выделенные черным, надо называть в порядке уменьшения, а цифры, выделенные красным – в порядке возрастания на время. Пространственное воображение ребятам помогают тренировать перевернутые компасы. Такая тренировка подходит для любого возраста.

Третья зона – тренажерный центр, в котором мы делим ребят по экипажам – командир и второй пилот – и они отправляются летать на тренажере. И еще есть элементы интерактива в нашей работе.

 Какие, например?

– Видите кресло? Это настоящее медицинское оборудование – кресло Барани. В нем на приеме у врача-лора раз в год пилоты проверяют травмы головы и внутреннего уха. А мы используем его в качестве интерактива. В гражданской авиации его крутят по 40 секунд в каждую сторону и при этом задают упражнения. Также у нас есть спасательные авиационные жилеты, которые ребята надевают на скорость. Но учим мы их, конечно, без спешки. Работать с детьми – это особенное искусство, с ними нужно ладить. Я сам посещал разные секции, когда был ребенком… За счет таких антипримеров и, напротив, положительных я понял, как работать с детьми. У нас никогда не бывает проблем с дисциплиной. Все заинтересованы! С такими детьми работать очень приятно – и это главное.

Фото: Анастасия Бирюкова / «Петербургский дневник»