Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

В России может появиться день памяти детей, ставших жертвами военных конфликтов

Такую инициативу подготовил депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Зинчук
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Добавить в федеральный перечень дней воинской славы и памятных дат России день памяти детей – жертв военных конфликтов предлагает депутат Алексей Зинчук. Инициативу, с которой ознакомился «Петербургский дневник», он внес в ЗакС Петербурга.

«Главная цель предлагаемого закона заключается в признании и уважении памяти детей, ставших жертвами военных конфликтов, и установлении памятного дня, посвященного им», – отмечается в пояснительной записке к проекту постановления ЗакСа.

Днем памяти детей – жертв военных конфликтов Алексей Зинчук предлагает установить 18 июля. Именно в этот день в 1941 году на станции Лычково, на тот момент Ленинградской области, а сейчас Новгородской, немецкий бомбардировщик уничтожил эвакуационный поезд, перевозивший детей из города Ленинграда.

«Количество погибших в точности установить затруднительно, однако фактом является то, что в этот день погибли не менее сотни детей, а по свидетельствам очевидцев – более тысячи», – напомнил Алексей Зинчук.

Среди тех, кто был в том поезде, – заместитель председателя совета общественной организации «Вечно живые», член Городского совета ветеранов Ирина Зимнева. Ей было тогда всего два с половиной года.

Находилась она в первом вагоне, на который пришелся основной удар. Выжила Ирина Зимнева благодаря кукле, которую ей с собой из Ленинграда в дорогу дала мама. Подросток Антон Осокин, помогавший разбирать завалы, увидел игрушку, подумал, что она больше никому не нужна, и попытался ее поднять, чтобы потом подарить сестре. Но ему не удалось: рука Ирины слишком сильно сжимала куклу. Алексей позвал взрослых, и девочку спасли. Ирину вернули в Ленинград, и всю блокаду она прожила там с мамой, которая больше не рискнула отправлять дочь в эвакуацию.

«Мама, конечно, мне говорила, что мой эшелон разбили под Старой Руссой. Но все, что там происходило в деталях, и где именно, я узнала спустя 46 лет. Мы купили дом в Новгородской области. И нам помогал достраивать дом человек, который присутствовал при разборе завалов эшелона. Он и рассказал историю про девочку с куклой. Я ему сказала, что у меня тоже есть кукла. Он попросил показать. И оказалась, что это была та самая кукла, а я – та самая девочка, а он мой спаситель», – рассказала Ирина Зимнева.

Инициативу установить в России день памяти детей – жертв военных конфликтов Ирина Зимнева полностью поддержала.

«Погиб ведь не только эшелон под Лычково. Под Армавиром погиб эшелон в августе 1942 года. 14 октября 1941 года погиб эшелон с детьми в Тихвине. В Боровенке – погиб 13 июля. Я уже не говорю о том, что в Ленинграде около 140 000 детей погибло и 70 000 детей, которых вывезли в эвакуацию. А сколько погибло на баржах, которые перевозили через Ладогу? Сколько погибло детей, которых отправляли грузовиками? Очень много. Конечно, нужно день памяти погибших детей установить. Для меня не принципиально, чтобы памятная дата была именно в день трагедии в Лычково, можно и в день тихвинской трагедии, но установить нужно», – заключила Зимнева.

Сейчас день памяти детей – жертв конфликтов на региональном уровне установлен в Донецкой народной республике. И он, как региональный памятный день, посвящен только детям, пострадавшим в ДНР, а в календаре значится 27 июля.

«В Донбассе есть своя дата, в Белгороде рассматривают вариант со своей региональной памятной датой. Но нужен и комплексный подход. Границы регионов меняются, как в случае с Лычково, которое было Ленинградской, стало Новгородской областью, названия регионов и городов меняются, а память о трагедиях должна оставаться. Тем более о трагедиях с детьми, у которых вся жизнь была впереди. Единая дата позволит проводить торжественно-траурные мероприятия по всей стране», – рассказал Алексей Зинчук.